ЖЮЛИ МАНЕ
JULIE MANET ROUART
1878 - 1966
Жюли Мане, 1894
Французская художница, коллекционер и меценат.
Жюли Мане была единственным ребёнком Берты и Эжена Мане. Её мать оставила свою девичью фамилию в качестве псевдонима.
Берта Моризо с мужем Эжен Мане и дочерью Жюли (ок. 1880)
Родители Жюли жили в большом доме на улице де Виллежюст (сегодняшняя улица Поля Валéри). Ещё ребёнком Жюли Мане была знакома со многими художниками, собиравшимися в салоне её родителей — Гюставом Кайботтом, Пьером-Огюстом Ренуаром, Эдгаром Дега, Пюви де Шаванном, Джеймсом Уистлером и Клодом Моне. К этому кругу принадлежал и поэт Стефан Малларме.
Совсем маленькой она позировала для своего дяди Эдуара Мане. На портретном эскизе «Жюли Мане, сидящая на лейке» изображена четырехлетняя Жюли.
Эдуар Мане, Жюли Мане сидящая на лейке, 1882
Частное собрание
Помимо портретов принадлежащих кисти Пьера Огюста Ренуара, она была излюбленным мотивом в работах своей матери. Единственная бронзовая пластика, созданная Бертой Моризо — бюст её дочери.
Пьер-Огюст Ренуар Жили Мане с кошкой, 1887
Музей Орсе, Париж
Пьер-Огюст Ренуар, Портрет Жюли Мане, 1894
Музей Мармоттан, Париж
Пьер-Огюст Ренуар, Берта Моризо с дочерью Жюли, 1894
Частное собрание
Берта Моризо, Жюли Мане, 1886
Жюли Мане получила разностороннее образование. Уроки английской и французской литературы, игра на флейте, фортепиано и скрипке. Она занималась теорией музыки, интерпретацией и композицией. Вместе с матерью путешествовала по Бельгии Нидерландам и Италии. С Дега она ходила в Лувр. Жюли посещала многочисленные выставки и видела полотна из частных коллекций. Берта Моризо давала ей уроки живописи и рисования. У её матери никогда не было своего ателье, она постоянно работала дома, так что Жюли с раннего детства приобщилась к живописи.
После смерти отца в 1893 году и два года спустя матери, Жюли в 17 лет осталась круглой сиротой. Заботу о ней взял на себя Стефан Малларме. После смерти родителей Жюли жила вместе со своими кузинами Паулой (1867—1946) и Жанни Гобиллар (1877—1970) в доме родителей на улице Виллежюст.
Паула Гобилар, Жанни Гобилар, Жюли Мане и Женевьева Малллармé
Через Эдгара Дега она познакомилась со своим будущим мужем художником Эрне Руаром (1874—1942). Его отец Анри Руар (1833—1912), тоже живописец, был со школьной скамьи другом Эдгара Дега. В 1900 году состоялась двойная свадьба — кузина Жюли, Жанни Гобиллар, в тот же день вышла замуж за Поля Валери. У Жюли и Эрне Руар было трое сыновей — Жюльен, Клеман и Дени.
Слева направо: Жюли Мане, Поль Валéри, Паула Гобилар, Эрне Руар и Жанни Гобилар
Жюли Руар посвятила себя живописи. Её стиль был похож на стиль её матери. Часто она портретировала женщин из своего окружения. Со своим мужем она создала фрески в замке Меснил Сент Лоран. Позднее она расписывала фарфоровые блюда, для которых главным мотивом были бабочки и другие насекомые. Вместе со своим мужем принимала участие в организации крупных выставок. К ним принадлежали ретроспектива Мане в 1932 году, посвященная 100-летию со дня рождения живцописца, выставка работ Дега в 1937 году и Берты Моризо в 1941 году. Уже при жизни она дарила многочисленные полотна своего дяди Эдуара Мане и матери Берты Моризо музеям. Позднее её дети также передавали музеям полотна из коллекции Руар.
Жюли Мане, Портрет Жанны Гобиллар
Жюли Мане, Поль Валери с детьми
Жюли Мане, Чтение в путешествии
Жюли Мане, Жанна в саду
Жюли Мане регулярно вела с 1893 года дневник. После её смерти дети решили опубликовать записи 1893—1899 годов в виде книги. В ней описаны многочисленные встречи с живописцами в Париже в конце 19 столетия. Помимо записок о путешествиях в книге упоминаются также визит царя Николая II и дело Дрейфуса.