?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СТРОГАЧИ

17 февраля 2015 Наталья Львова

Об отце трех искусств и бабушке их, академии, а также о рисовании цветов, листьев и о бессмертной мебели.


strogachi-1482-473.jpg


В Институте русского реалистического искусства до середины марта открыта выставка «Уроки рисования». Ее сюжетом стали 190 лет Строгановской Академии, она же ненадолго легендарный ВХУТЕМАС - Высшие художественно-технические мастерские в первые годы советской власти. Она же при рождении в 1825 году - Школа рисования в отношении к искусствам и ремеслам. Учебное заведение меняло имя за два века тринадцать раз. Студенты академии, впрочем, прозывались «строгачами». Граф Сергей Григорьевич Строганов полагал рисование первым и необходимейшим умением для художника и опирался на авторитет Джорджо Вазари, утверждавшего, что рисование является отцом трех искусств – архитектуры, скульптуры и живописи. Дальновидный граф создал школу, когда в стране не хватало своих ремесленников, умеющих расписывать фарфор, ткани и прочую роскошь.

Еще в 1753 году мануфактур–коллегия жаловалась Сенату: на шелковых фабриках в рисовальных и красильных мастерах немалая нужда, ибо имеющиеся рисовальщики сочиняют рисунки только с вывозных из-за моря образцов, а сами без образцов рисунка сочинить не могут.


DPP_0092(1).jpg

Михаил Васильев (1821-1895). Крокусы и махровый тюльпан. 1860-1870.

© МГХПА им. С.Г. Строганова


Богатому купцу, знатному вельможе неинтересно и скучно пить из простой кружки. Пусть бы на ней - роспись цветами и золотом да ручка в виде жар–птицы, а седалище водружать - так на подобие трона - с резными орнаментами, зверями и русалками. В возвышенных классах Академии художеств такими ремеслами не занимались и учеников безродных и бедных не принимали. Зато список первых учеников Строгановки выглядел так:

7 крепостных

20 цеховых

5 мещан

1 вольноотпущенный

1 сын иностранного подданого

В каникулярное время не полагалось бездельничать. Так называемые «летние альбомы» раздавались каждому ученику со строгой инструкцией зарисовать все 40 листов, листов не выдирать: При выполнении работ рисующий должен иметь добросовестное, здравое и осмысленное применение всех знаний, которые даны ему училищем. Лодырей оставляли на второй год.


DPP_0096.jpg

Михаил Васильев.

Изображение тройчатого листа розы и ветки розы с нераспустившимися бутонами. 1860-1870.


Женщин стали принимать только после 1898 года, поэтому изящнейшие акварели – нежные цветки, бутоны, листья, кружевно изгрызенные каким–то гадом, подписаны исключительно мужскими фамилиями. В зале, посвященном «рисованию цветов и плодов», представлены восхитительные рисунки-акварели акакдемика Михаила Васильева, одного из первых педагогов Строгановского училища и автора учебника «Руководство к сочинению орнаментов…» 1871 года издания. С 1860 года он добавил к занятиям курс геометрии и первоначального черчения. Эскизы тканей по его акварелям заставят барышень и дам рыдать. В скором времени, возможно, мы увидим их большие репродукции на московских автобусных остановках.

В Строгановке учились рисовать не для красоты, а для дела. Фирменный «строгановский рисунок» сформировался к середине прошлого столетия и с тех пор превратился в термин. Кажется, здесь преподавали все известные нам художники. В экспозиции три акварельных эскиза Михаила Врубеля и его керамические изразцы, изготовленные в гончарной мастерской «Абрамцево» приблизительно в 1900 году: скромные по размерам акварельные орнаменты, воплощенные в керамике.


М.А. Врубель. Изразец печной с рельефным изображением розового цветка на светлом фоне.jpg

М.А. Врубель. Изразец печной с рельефным изображением. 1900


В 1898 году в училище ввели новую дисциплину: стилизация цветов. Переводить природные мотивы в орнаментальные формы учили Михаил Врубель и его коллега Павел Пашков. Преподавал Врубель недолго - с 1898 по 1901-й, рисовал вместе со студентами в мастерской, работал, будто вокруг и не было никого, приносил в класс живые цветы и с невероятной скоростью начинал точными движениями работать с них орнамент, студенты старались повторить за ним. По их работам, висящим рядом, понятно, что не угнался никто.

В XX веке студенты Строгановки были задействованы в реализации самых знаковых проектов монументального искусства, при возведении сталинских высоток, строительстве метро и ВДНХ. Целый зал отдан этим проектам и в том числе нереализованному замыслу Бориса Захарова, который в свое время оформил несколько станций столичной подземки.


Архитекторы Григорий Захаров и Зинаида Чернышева_Проект Центрального музея Владимира Ленина.jpg

Архитекторы Григорий Захаров и Зинаида Чернышева. Нереализованный проект Музея Владимира Ленина 1950-е


В соседнем зале самый известный советский художник-анималист, книжный график Василий Ватагин представлен сразу в двух ипостасях: как автор и как герой произведения. Проектирование и дизайн – еще один тематический зал выставки. Людмила Маяковская, старшая сестра поэта и самый знаменитый советский дизайнер тканей работала в технике аэрографии – распыления краски с помощью сжатого воздуха. Ее ценили в Европе, среди тех, кто восхищался ее мастерством, был Джорджио Армани. Дизайнер мебели Борис Иорданский представлен эскизами стульев в стиле сталинского ампира. Предположительно, их заказали в 1944 году для интерьеров гостиницы «Москва».

К формированию экспозиции подключились как сама Строгановка, так и ИРРИ, с его богатой коллекцией живописи национальной реалистической школы XX века, Музей кино, Театральный музей им. А.А.Бахрушина, музей Маяковского, музей «Дом Бурганова» и частные коллекционеры.


Владимир Егоров. Сахар. Эскиз костюма к спектаклю _Синяя птица_..jpg

Владимир Егоров. Сахар. Эскиз костюма к спектаклю "Синяя птица". 1908. Музей кино


В зале рисунка есть и «академические» работы, учебные зарисовки, которые кажутся незаконченными, поскольку предназначенны только для того, чтобы с помощью карандаша понять строение тела. В наше время многие строгачи посещали занятия в Институте физкультуры на кафедре пластической анатомии, кажется, у профессора Лебедева. Тот с большим энтузиазмом занимался со студентами, а коллекция его препаратов из разных частей человеческого тела была, и правда, познавательной, но уж больно страшной.

Строгановка всегда была открыта для всех, кто хотел учиться, мы приходили туда на наброски по вечерам, можно было проскользнуть на любой этаж и разглядывать монументальную живопись, рельефы, мозаику.  Работы отличались от строгого канона «социалистического реализма», рекомендуемого Союзом художников, так что пристальное внимание органов госбезопасности в советские времена Строгановке было обеспечено, несмотря на то, что один из ее выпускников 1907 года известный театральный художник Федор Федоровский проектировал рубиновые звезды для башен Кремля, а другой выпускник - Иван Дубасов был главным художником «Гознака». Среди его работ эскизы советских банкнот 1920-1979 годов, макет Золотой Звезды Героя, ордена Ленина и герба СССР.

Строгановку заканчивал поэт и художник Дмитрий Александрович Пригов, ставший одной из самых ярких звезд неофициального советского и современного российского искусства.


Иорданский Борис Стул - Эскиз мебели для гостиницы Москва 1944.jpg

Борис Иорданский. Эскиз мебели для гостиницы Москва. 1944


За один раз вникнуть в эту историю трудно, каждый зал будит свои воспоминания. К примеру, «Кресло для отдыха», спроектированное студентом Родиным в 1960-61 годы, - та самая мебель, которую невозможно забыть или выбросить. На выставке собрана коллекция изображений комодов и шкафов, а сами изделия толпятся у нас на дачах. Воспоминания бродят за зрителями по залам выставки «Уроки рисования».

Это  шестой проект молодого (он открылся три года назад) частного музея, который ставит перед собой цель стать просветительским центром, продолжить традицию меценатства, привлечь внимание к национальной живописи XX века, а ее тут два этажа: Поленов, Пластов, Грабарь, Салахов. Пименов, Дейнека, Клодт, Коржев.

Посмотреть коллекцию Строгановки в  Институте русского реалистического искусства можно по 22 марта 2015 года.


003(9).jpg

Автор неизвестен. Цветущие анютины глазки 1860-1880. Библиотека МГХПА им. С. Г.Строганова


DPP_0012.jpg

Автор неизвестен. Эскиз орнамента 1860-1880. Библиотека МГХПА им. С. Г.Строганова


DPP_0082.jpg

Михаил Васильев. Эскиз орнамента 1860-1880. © МГХПА им. С.Г. Строганова


DPP_0048.jpg

Михаил Васильев. Ветка цветущей настурции.1860-1870. © МГХПА им. С.Г. Строганова

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
buka_barabuka
Feb. 23rd, 2015 10:20 am (UTC)
Заразительно, в том смысле, что захотелось на выставку. Цветы очаровательны, они во мне нежные чувства пробудили. В детстве обожала рассматривать на даче книгу о георгинах с цветными иллюстрациями, как хороши в ней были нарисованные георгины!!!
( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com