?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Тарелки художников.
Коллекционирование и инвестиции.

http://artinvestment.ru/


О былой утилитарности этих предметов напоминает лишь их форма — тарелки, пластины, вазы, пасхальные яйца. Сегодня керамика и художественный фарфор могут быть предметами роскоши, символами статуса владельца, а некоторые экземпляры — это уже настоящие произведения искусства, которые рождаются на стыке живописи, графики и скульптуры.

Многие знаменитые художники обращались к росписям фарфоровых изделий — из любопытства или в стремлении расширить свой творческий диапазон. Например, в начале ХХ века Пабло Пикассо или Жан Кокто расписывали тарелки в своей фирменной узнаваемой манере, век спустя поэт и писатель, а также художник и скульптор Тонино Гуэрра создавал керамические тарелки, населяя их растениями и животными. Коллекционеры полюбили эти предметы. Но в целом в Европе эти эксперименты, по мнению ряда искусствоведов, так и не вышли за рамки поиска новой декоративности. Совсем по-другому сложилась история художественных произведений из фарфора в России.


100.jpg

Жан КОКТО Феб-Апполон. 1958. Фаянс
Sothebys. 19.03.2013. Лот 101
Эстимейт: 800–1 200 евро
Результат: 3 250 евро


99.jpg
Тонино ГУЭРРА. Тарелка. 2002. Керамика


Именно ЛФЗ принадлежит одна из главных ролей в возникновении самого знаменитого явления в русском фарфоре ХХ века — агитационного фарфора, не имеющего аналогов в мировом искусстве. (Самым близким к нему по значению можно, пожалуй, назвать керамику революционной Франции времен буржуазной революции 1789 года). Тогда на поверхность тарелок, блюд и прочей посуды переносились сюжеты политической и социальной сатиры — символы трех сословий, образы Мирабо, бдительного галльского петуха, сидящего на пушке, и другие подобные сюжеты. Однако по исполнению эта посуда имеет с агитфарфором очень мало общего. Это все же больше перенесение готовых карикатурных рисунков с бумаги на керамическую (фаянсовую) поверхность.


98.jpg

«Я присматриваю за нацией» (Je veille sur nation)
Франция, 1793, фарфор


Агитационный фарфор стал той точкой, в которой естественно, т. е. закономерно и без принуждения, сошлись искусство и идеология своего времени.

С художественной точки зрения в агитационном фарфоре воплотились идеи русского авангарда первой трети XX века. Художники-авангардисты стремились показать, что искусство не предназначено лишь для отдельных слоев общества, приблизить его к народу, ввести в каждый дом, привить людям вкус к прекрасному.

Вместе с тем «искусство есть колоссальной силы воспитательное средство, — считал А. В. Луначарский. — Это есть, быть может, самая могучая форма агитации, какая когда-либо существовала». И вот в не самой грамотной стране — фарфоровая посуда оказалась новаторским агитационным средством. Ей поручалось ни больше ни меньше, как преобразить жилище рабочего и сделать дом советского человека как можно более соответствующим новой политической системе и идеологии.

Уже в 1917 году перед Государственным фарфоровым заводом была поставлена задача «помочь преобразить обстановку жизни людей». Для ее решения, для создания фарфоровых произведений были задействованы не только заводские художники (Сергей Чехонин, Зинаида Кобылецкая и др.), но и приглашены лучшие мастера своего времени. В петроградских газетах 1917 года можно найти сведения о том, что к участию в художественных работах для завода были привлечены Алексей Карев, Владимир Козлинский, Ксения Богуславская, Иван Пуни, Владимир Конашевич, Павел Кузнецов с группой его учеников и другие художники. Известно, что ГФЗ сотрудничал также с Николаем Суетиным, Натаном Альтманом, Иосифом Школьником, Владимиром Лебедевым, Владимиром Татлиным, Василием Кандинским, Давидом Штеренбергом.


81771184_chekhonin_oval_platter_rsfsr.jpg

Сергей ЧЕХОНИН. Блюдо «РСФСР». 1922
Эскиз 1918 года
Фарфор. ЛФЗ


55.jpg
Павел КУЗНЕЦОВ. Тарелка «Кубистическая с молотом». 1919
Фарфор. ЛФЗ

Формы сотрудничества художников с заводом были разными. Большинство приглашенных авторов ограничивалось созданием эскизов, поскольку техника росписи фарфора предполагает наличие специальных навыков, отличных от умений художников-станковистов. При этом они часто работали в привычной для них станковой манере, вписывая в условный круг тарелки свои живописные и графические работы (и лишь немногие ставили своей задачей связать изображение с предметной формой). Иногда авторы эскизов работали совместно с профессиональными художниками по фарфору, а также расписывали тарелки самостоятельно. Но больше задачу перенесения рисунка на предмет доверяли художникам-копиистам. Уже в начале 1920-х для ускорения и упрощения процесса производства тарелок на ГФЗ была введена система механического перенесения эскизного рисунка на бельё.

Выше всего ценились оригинальные работы, выполненные самими авторами эскизов. Тиражные вещи были в 10–20 раз дешевле, причем изделия, выполненные копиистами от руки, стоили примерно в два раза меньше, чем авторские копии. Механические же копии были совсем дешевы.

Надо сказать, что большинство оригинальных работ не попадало на рынок, а поступало в музей при заводе в качестве образцов для копирования.

По архивным документам известно, что особым успехом пользовались революционные сюжеты Михаила Адамовича, Натана Альтмана, силуэты Мстислава Добужинского и Георгия Нарбута.


54.jpg

Михаил АДАМОВИЧ. Тарелка «Красный человек». 1926
Фарфор. ЛФЗ


53.jpg
Зинаида КОБЫЛЕЦКАЯ
Тарелка «Наша нравственность выводится из классовой борьбы пролетариата». 1924
Фарфор. ЛФЗ

В 1923 году начали свое сотрудничество с ГФЗ художники-супрематисты. Казимир Малевич и его последователи работали над эскизами форм и росписей для тарелок, блюд и сервизов. Их работы получили особый расценочный номер — 660 и отличительный знак — черный квадрат.

Известно, что сам Малевич не занимался компоновкой рисунков на объемных формах, его рисунки переводились на бельё его учениками и помощниками — Николаем Суетиным, Ильей Чашником и другими. Довольно много этих супрематических работ сохранилось и сегодня.

Создавал эскизы для фарфора и Василий Кандинский. Известно, что перед отъездом из России он сделал для завода несколько вариантов росписи чайных сервизов.

Активно сотрудничали с заводом и другие известнейшие к тому времени художники, например — Кузьма Петров-Водкин, Александр Самохвалов, Борис Кустодиев. Они также выполняли эскизы, которые потом переносились на фарфор.


52.jpg

Казимир МАЛЕВИЧ. Тарелка «Динамическая композиция». 1926
Фарфор. ЛФЗ

Фарфор этот, к слову, несмотря на все первоначальные идеи о массовости искусства и все идеологические задачи, выпускался весьма незначительными тиражами, не более 300 экземпляров, и предназначался главным образом для экспонирования на многочисленных зарубежных выставках.

Агитационный фарфор практически сразу после своего появления превратился в предмет коллекционирования, так и не достигнув своей целевой аудитории. Художественные достоинства и коллекционная привлекательность этих произведений искусства были очевидны, и уже в то время агитационный фарфор стал появляться на аукционах и продаваться за границу. Главным потребителем фарфора были государственные органы, закупавшие для дальнейшей продажи за границей около 95 процентов изделий.

Несмотря на всю свою популярность у коллекционеров, агитфарфор формально отвечал социальному и идеологическому заказу формирующейся тогда новой политической системы. Однако примерно в середине 1930-х годов, когда и политическая обстановка и риторика партии несколько изменились, на смену авангарду пришло более традиционное реалистическое искусство. Именно в это время можно говорить о начале угасания жанра: агитационный фарфор в тех рамках, которые ему были поставлены, выполнил свое задание и уступил дорогу другим стилям. В 1940–50-х годах завод окончательно прекратил производство агитационного фарфора, полностью переключился на идеи мирного строительства и нового советского искусства, уже никак не связанного с агитацией.

Художественная роспись фарфора, однако, осталась важной частью декоративно-прикладного искусства и, как показало время, не ушла в небытие. И снова возникновение такого рода предметов стало результатом творческих усилий представителей отечественного авангарда. На этот раз — второй его волны. Именно так — второй волной русского авангарда — назвали многие западные историки искусства творчество нонконформистов, художников-шестидесятников, отвергавших давление официального советского реалистического искусства в пользу индивидуальных творческих поисков. Надо сказать, что тогда, в 1960–70-х, когда, собственно, возник и сформировался второй русский авангард, с фарфором практически никто не работал. Для нас важно, что,  появились произведения в фарфоре — созданные по эскизам Владимира Немухина, Эдуарда Штейнберга и Франциско Инфантэ, а позже — Лидии Мастерковой, Владимира Янкилевского, Олега Целкова, Виктора Пивоварова, Эрика Булатова, Ильи Кабакова, Оскара Рабина, Игоря Вулоха, Бориса Орлова, Леонида Борисова и др.


51.jpg

Владимир НЕМУХИН
Тарелка «Бубновый валет». 2001–2002
Фарфор. Фабрика Гарднера в Вербилках


97.jpg
Эрик БУЛАТОВ. Тарелка «Небо». 2007
Фарфор. Manufacture nationale de Sèvres. Севр
Франция


96.jpg
Илья КАБАКОВ. Блюдо «Они глядят вниз». 1999
Фарфор. Narumi China Corpоration. Китай

Технологически со времен первого русского авангарда в изготовлении художественного фарфора почти ничего не изменилось. Как век назад, так и сегодня художник обычно работает над эскизом формы и росписи предмета, скульптор потом по этому эскизу делает предмет, формовщик — снимает форму, живописцы фарфорового завода делают по эскизу роспись. Не изменилась особо и техника росписи — надглазурной, когда краски наносятся поверх обожженной глазури и затем предмет обжигается вновь, или подглазурной, когда слой глазури наносится поверх красок. Добавились, пожалуй, только новые цифровые технологии в процессе механического воспроизведения рисунка: речь идет о деколи, когда изображение сначала наносится на бумажную основу офсетом или шелкотрафаретной печатью, затем с бумаги переводится на керамику и фиксируется на ней высокотемпературным обжигом. Сегодня для печати деколей используются целые системы специальных лазерных цветных принтеров.

Созданные таким образом произведения имеют определенное число копий, которые затем нумеруют и подписывают или ставят на них специальные штампы. Часто художники подтверждают подлинность предметов своими именными сертификатами.

Фарфор первых советских и первых постсоветских лет роднит еще и то, что и в то время, и двадцать лет назад он создавался по инициативе извне: в 1920-х это был заказ государства, в 1990-х — заказ коллекционеров, галерей, фабрик. В 1992 году, например, Государственный центр современного искусства и Товарищество «Кузнецовский фарфор» предложили нескольким художникам сделать эскизы росписей для фарфоровых тарелок. Но в сравнении с агитфарфором сегодня художественный фарфор как вид творчества, конечно, ждет совсем иная судьба: волевым решением его уже никто не отменит, а стилистических границ он не имеет. Вероятно, именно неограниченные возможности фарфора по форме и декору привлекают к нему сегодня внимание и мэтров, и художников среднего поколения, и совсем молодых авторов.


95.jpg

Владимир ЯНКИЛЕВСКИЙ
Тарелка из серии «Эрос». 2009
Фарфор. Hopperdietzel porzellan. Мейсен. Германия


В 2003 году над эскизами изделий из фарфора начал работать Владимир Янкилевский, а в 2009-м в Германии вышла серия из 12 тарелок под названием «Эрос». Павел Пепперштейн выпустил целую серию работ «Ангелы знаков», работают или работали в керамике и такие известные художники, как Леонид Соков, Сергей Параджанов, Михаил Шемякин, Влад Мамышев-Монро, Сергей Ануфриев. Своими тарелками известны также Андрей Крисанов, Марина Икоку, Стас Макаров, Алексей Беляев-Гинтовт, Гоша Острецов, Кирилл Миллер, Олег Купцов, Евгений Юфий, Сергей Шутов, Иван Сотников, Андрей Медведев и др. В прошлом году были выпущены серии тарелок, созданные по эскизам Игоря Вулоха и Михаила Гробмана. Каждая из тарелок была изготовлена только в 9 экземплярах.


94.jpg

Михаил ШЕМЯКИН
Тарелка «Честному труженику». 2009

Фарфор. Императорский фарфор


93.jpg
Михаил ГРОБМАН
Тарелки из серии «Перелетные птицы». 2013


Сегодня фарфоровые тарелки довольно частые гости как в аукционных каталогах, так и в различных художественных галереях. Их собирают и в них инвестируют. Популярность авторской керамики такова, что крупнейшие аукционные дома организуют ее специализированные аукционы. Например, 18 июня 2013 года Christie’s провел аукцион керамики Пикассо и за 171 лот выручил 2,8 миллиона фунтов стерлингов; в стринге тарелок дороже всех, за 85 875 фунтов, было продано блюдо «Играющие на флейте». А один из лучших результатов в керамике Марка Шагала показала тарелка с красивым названием «Мечты» (Rêverie): 9 февраля 2011 года на аукционе Sotheby’s за нее отдали 199 250 фунтов.


92.jpg
Пабло ПИКАССО
Блюдо «Играющие на флейте». Ок. 1948

Глазурированная керамика
Christies. 18.06.2013. Лот 76
Эстимейт: 25 000–35 000 фунтов
Результат: 85 875 фунтов


0_11de6b_4d203e79_XL.jpg
Марк ШАГАЛ
Тарелка «Мечты» (Rêverie). 1953–1954

Sothebys. 09.12.2011. Лот 183
Глазурированная керамика
Эстимейт: 60 000–80 000 фунтов
Результат: 199 250 фунтов


Неплохо продается и керамика современных художников.  В июне 2009 года на Phillips de Pury за 10 000 долларов  был продана  серия из 7 фарфоровых тарелок Виктора Пивоварова.


90.jpg
Виктор ПИВОВАРОВ
Набор из семи тарелок. 2007

Фарфор
Phillips de Pury. 29.06.2009. Лот 178
Эстимейт: 10 000–15 000 фунтов
Результат: 10 000 фунтов


Сертифицированные авторские тарелки из года в год становятся заметно дороже. Помимо наличия сертификата, ценность (и стоимость) керамического произведения определяется также наличием знаков, подтверждающих подлинность работы, — штампа завода, подписи художника (его монограммы или знака), номера экземпляра из серии и т. д.

Мария Кузнецова, AI

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
buka_barabuka
Mar. 16th, 2015 08:34 pm (UTC)
Мог ли предположить Луначарский, что агит. посуда для пролетариата станет предметом коллекционирования русских олигархов? Чем не ирония судьбы? Нет, скорее, злая шутка госпожи Клио.
fleur_marie
Mar. 17th, 2015 07:02 am (UTC)
Имя, имя и ещё раз имя, которое в разы повышает стоимость, но не несёт НИКАКОЙ эстетической нагрузки. Да, может быть инвестиции. Но, даже будучи, чисто теоретически, обладателем блюда Ильи Кабакова «Они глядят вниз» или серии тарелок Виктора Пивоварова, я бы НИКОГДА не выставила их на всеобщее обозрение и любование. Для меня это ужасная БЕСВКУСИЦА и ГАДОСТЬ невообразимая. Делая пост, я то вставляла фото, то удаляла. Настолько несовместимы для меня эти вещи с творениями мастеров 20-30х годов. Может быть, я слишком сузила рамки годов. Да, бесспорно, и сейчас есть превосходные работы.
628_1.jpg
Права госпожа Клио. Воспевая творца, она даёт ему восхваляемую великую славу.

Edited at 2015-03-17 07:04 am (UTC)
buka_barabuka
Mar. 17th, 2015 07:27 am (UTC)
Мое сердце тоже принадлежит русскому авангарду 20-х годов.
А популярность более поздних изделий действительно можно объяснить эпатажем и грамотным маркетингом.

Edited at 2015-03-17 09:10 am (UTC)
sergej_manit
Dec. 15th, 2015 04:37 am (UTC)
Ага... БЕСВКУСИЦА и ГАДОСТЬ... просто бизнес негодяев... )
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com