?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ЛОВЕЦ СНОВ

ERTE - БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ХУДОЖНИК МОДЕРНА

ERTE (Эрте) (наст. фамилия и имя Тыртов Роман Петрович) (1892-1990), русский художник, представитель модерна, корифей графического дизайна и знаменитый модельер.

erte.ru




Родился в Петербурге 23 ноября (4 декабря) в семье морского офицера. Отказавшись от традиционной для семьи военной карьеры, обосновался в 1912 в Париже, став корреспондентом петербургского журнала "Дамские моды". Систематического художественного образования не получил; недолго посещал академию Р.Жюльена. Составил псевдоним "Эрте" из первых букв имени и фамилии. В 1913-1914 начал работать как модельер (у известного кутюрье П. Пуаре) и художник сцены (исполнил, в частности, эскизы костюмов для спектакля Маты Хари “Минарет” в театре "Ренессанс"). Заключил контракт с американским журналом "Harper`s Bazaar" (1915), нарисовав для него в последующие 22 года более ста обложек. Работал также для журналов "Vogue", "Cosmopolitan", "Women`s Home Journal", "The Sketch" и других иллюстрированных изданий США, Англии и Франции. Жил в Париже и Монте-Карло.



Хотя Эрте сотрудничал и с антрепризами классического типа (оформив, в частности, в 1920-е годы целый ряд балетных номеров Анны Павловой и несколько постановок Чикагской оперы), лидирующее значение в его сценографии получил дизайн для эстрадных театров - мюзик-холла "Фоли Бержер" (1917-1927), варьете "Баль Табарэн" и "Ла Нувель Ив", кабаре "Лидо" в Париже, а также для мюзик-холлов Бродвея. С 1925 выступал как художник-костюмер в кинематографе, по контракту с голливудской студией "Метро Голдвин Майер".

"Стиль Эрте" - тончайше функционально-продуманный, ритмичный и в то же время экзотически-зрелищный, полный романтических фантазий - явился в межвоенный период важным формообразующим моментом "ар деко" (т.е. модерна, включившего элементы авангарда и ставшего прочным фактором моды и массовой культуры). В качестве кутюрье разрабатывал модели одежды и рисунки для тканей; среди предложенных им (еще в 1920-е годы) реформ костюма особую популярность позднее завоевал принцип "унисекса", однородного моделирования одежды для мужчин и женщин.

В поздний свой период Эрте добавил к привычным техникам (рисунок тушью, акварель, гуашь, литография) скульптуру, которой особенно увлекался в 1960-е годы (беспредметные декоративные композиции из разных материалов). Наряду с модами и театром его рисунки-эскизы охватывали все более широкий круг предметов - от мебели до игральных карт, неизменно превращаемых им в иронические знаки престижа и роскоши. В тот же период создал большие графические серии Цифры и Алфавит, где как бы суммировал характерные орнаментальные элементы своей манеры. Новый интерес к “ар деко” стимулировал внимание к патриарху стиля: в книжных магазинах разных стран Запада книги, альбомы, постеры и открытки Эрте и об Эрте порой занимали целые разделы. В 1975 в Нью-Йорке и Лондоне вышли английские издания его мемуаров “Вещи, которые помню”. Последней работой мастера явились эскизы декораций и костюмов к бродвейскому мюзиклу “Звездная пыль” (1989).

Умер Эрте в Париже 21 апреля 1990.










«2-6.jpg"/




5-7.jpg



«4-4.jpg"/

«7-5.jpg"/

«8-4.jpg"/

«9-6.jpg"/

















«№18"/



























№ 16»></img></a>











«44_.jpg&quot;/


13_.jpg





«№23&quot;/





Его творчество не принадлежало ни к одной школе и ни одному направлению. Сам Эрте однажды признался: "Мои произведения вообще не имеют отношения к реализму, они воплощение моих снов". Эрте был индивидуалистом, художником до мозга костей и не признавал ни малейшего вмешательства в свое творчество. Бесконечная фантазия, филигранный рисунок, мастерство в построении композиции и удивительное чувство цвета привлекали к Эрте многих законодателей  мира моды. Не преклоняться перед его мастерством и виртуозностью было невозможно. Его аллегорические фантазии, его сказочные и мифологические мотивы до сих пор потрясают воображение поклонников и почитателей его таланта. Возможно, тайна его невероятного успеха кроется в том, что всю свою долгую жизнь Эрте делал только то, что действительно хотел делать: воплощал в рисунках свои сны. Иногда Эрте отдыхал от серьезных дел и создавал легкомысленные шедевры. Такие, как алфавит и цифры Erte.

Хотя его и называют художником "ар деко" (art deco), в большей степени это относится ко времени его самой бурной славы. Сам он не желал быть причисленным к определенному направлению. "Может быть, ваши читатели полагают, что я модернист,- писал он в 1919 году редактору Harper's Bazaar. - Должен заметить, что я не принадлежу ни к одной из художественных школ, особый стиль моих рисунков служит инструментом выражения красоты образа. В искусстве я индивидуалист." Он остался вере себе на протяжении всей жизни, и его стилю было присвоено имя - "стиль Эрте."

Tags:

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com