?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Москве на Лужнецкой набережной 12 сентября 2014 года открылся новый частный музей — это музей ар-деко, единственный в России с такой специализацией. В его основе — коллекция мецената и бизнесмена Мкртича Окрояна. В музее представлено самое большое в мире собрание скульптур из бронзы и слоновой кости парижского мастера 1920–1930-х годов Дмитрия Чипаруса, а также предметы мебели дизайнеров, которые способствовали формированию стиля и самому его названию — «декоративное искусство», ар-деко.
МКРТИЧ ОКРОЯН ответил на вопросы ТАТЬЯНЫ МАРКИНОЙ.




409493_600


— Что для вас коллекционирование — хобби или бизнес?

— Коллекционер собирает то, что ему нравится; если он покупает искусство, чтобы вложить деньги, а потом заработать на этом,— это не коллекционер, это арт-дилер или галерист. Коллекция может преобразоваться потом в некое условное вложение средств — но только потом и только до определенной степени.

— У вас в собрании есть прекрасная русская классика, Левитан, например, и не только. Почему вы решили показывать в своем музее не ее, а ар-деко?

— Русская живопись была для меня главным направлением, когда я начал собирать, еще во времена перестройки, в 1988–1989 годах. Я приобретал тогда картины Боголюбова, Лабаса, Зверева. Были периоды, когда покупал больше, были — когда меньше. Все эти произведения и сейчас у меня.

Но соревноваться с Третьяковской галереей бесперспективно. Ничего подобного моей коллекции ар-деко в России нет, а ведь это очень важный и интересный стиль, последний большой стиль ХХ века, после него ничего не было…

— Как не было? А абстрактный экспрессионизм, поп-арт?

— Я имею в виду не направление в живописи, а стиль жизни, который охватывал бы все ее стороны, формировал бы философию жизни. Ар-деко был последним таким стилем в Европе — стилем людей активных, обеспеченных, стремящихся преобразовывать мир вокруг себя.

— Но ар-деко имеет так мало отношения к России?

— У нас он тоже был. Работы Мухиной в скульптуре, Дейнеки в живописи, «сталинский ампир», мебель того периода — это все проявления ар-деко, просто у нас его так не называли. Да и западный ар-деко связан с Россией — ведь толчок ему дали русские «Дягилевские сезоны». Влияние России на развитие европейского общества в 20–30-е годы мне кажется очевидным. Я люблю скульптуру и интересуюсь ею — так вот, у любого европейского скульптора того времени есть своя «русская танцовщица», это стало просто символом времени. Кстати говоря, у нас в музее будет представлена самая большая в мире коллекция скульптуры ар-деко.


8971564_2191322

— Когда впервые состоялось ваше знакомство с ар-деко?

— В середине 1990-х я проектировал интерьер одного огромного помещения (это целый этаж был) в египетском стиле. И получилось настоящее ар-деко — я потом это понял, в те времена я и не знал о таком. Поэтому мне этот стиль очень близок и интересен. Потом я приобрел своего первого Чипаруса, это было больше десяти лет назад. А теперь у меня самая большая коллекция его скульптуры в мире. Не хватает, наверное, только двух-трех его работ.


XTsDlZUgOJ0


mlr-71dP3_Q

— Почему вы решили организовать именно музей? И что для вас идеальный музей вообще?

— Музеи в нашей стране обычно говорят о том, как у нас было хорошо раньше. Мы хотим — а директором нашего музея будет моя супруга, Алла Бабан — говорить о том, как хорошо будет, как может быть. Это значит, что наш музей должен быть еще и образовательным центром. Как, например, лондонский Музей Виктории и Альберта, в котором учатся и дети, и студенты. Раньше, в советские времена, чем-то подобным был Политехнический музей — но потом это ушло. Сейчас словом «ар-деко» называют чуть ли не все что угодно. Надо показать людям идеальные образцы этого стиля; тут можно будет воспитывать декораторов, архитекторов, искусствоведов.


Без имени

— Как будет развиваться музей дальше?

— Я не рассчитываю ни на какую финансовую поддержку государства. Часть экспонатов, самых ценных, мы хотим зарегистрировать как музейные ценности. У нас будут реставрационные мастерские; мы можем проводить на музейной площадке мероприятия (рядом бизнес-центр). Кроме того, мы планируем организовать сотрудничество со знаменитым домом Lalique, покажем их музейные предметы эпохи ар-деко — а рядом современные, в том же стиле, которые можно будет купить. И я пока ничего не планирую продавать — только пополняю коллекцию.


60788.688x392


Сайт музея: http://artdecomuseum.ru

"Коммерсантъ" от 19.12.2014

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
aldusku
Jan. 16th, 2016 09:16 am (UTC)
     Только на днях закончил свою заметку «Майами Бич. Район Арт–Деко: О разбросанных леденцах и Тутанхамоне». А сейчас натолкнулся на Вашу. Никогда не задумывался на тему «Ар-Деко в России», думал данное направление обошло нас, а размышления Мкртича Окрояна опровергают это.
     Спасибо, за заметку и фото роскошных статуэток.
fleur_marie
Jan. 16th, 2016 03:40 pm (UTC)
Познакомилась с Вашей заметкой. Действительно, ярко выраженный леденцовый стиль. Сама, не смогла бы жить в такой городской среде. Ну, это так, чисто индивидуально.
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com