Marie (fleur_marie) wrote,
Marie
fleur_marie

Театральная графика из коллекции Константиновского дворца


Русское театрально-декорационное искусство первых десятилетий XX века — одна из самых ярких страниц в истории мирового искусства. Многие русские художники, работавшие для отечественной театральной сцены, стали известны Европе благодаря «Русским сезонам» Дягилева, а позже продолжали работать для театра, уже находясь в эмиграции. В результате их творческое наследие оказалось разбросано по многочисленным зарубежным музейным и частным собраниям.

В коллекции Константиновского дворца, основу которой составляет собрание музыкантов М. Л. Ростроповича и Г. П. Вишневской, более 30 лет проживших за границей, хранится целый корпус произведений театрально-декорационной графики. Это эскизы костюмов, декораций, портреты актеров. Работы художников Добужинского, Гончаровой, Ларионова, Бенуа, Бакста, Кустодиева, Григорьева, Билинского, Чехонина, Пожедаева. Наиболее полно представлено творчество Натальи Гончаровой и Мстислава Добужинского.


Эскиз декорации к балету "Болеро" на музыку М.Равеля. 1932 г. Бумага, тушь, гуашь, чернила, карандаш. 25,5 х 32,7

Гончарова Н.С.



Наталью Сергеевну Гончарову (1881–1962) называли «амазонкой русского авангарда». В ранний период творчества Гончарова пережила увлечения импрессионизмом, кубизмом, и, наконец, футуризмом, разновидность которого — лучизм — основал ее муж Михаил Ларионов. К сценографии художница обратилась в конце 1900-х годов, а в 1913 году Дягилев поручил ей оформление «Золотого петушка» Н. А. Римского-Корсакова. Ее первое выступление в Западной Европе было признано триумфальным. В 1915 г. Гончарова уехала из России, поселившись с 1918 г. в Париже. Она продолжала сотрудничать с Дягилевым, оформив для него балеты на музыку А. К. Лядова, М. Равеля, М. П. Мусоргского, И. Ф. Стравинского и др. Кроме того, в 1930 — 1940-е гг. Гончарова много работала для других трупп и театров Европы и Америки. Корпус рисунков Гончаровой в собрании Константиновского дворца насчитывает порядка 20 листов. Один из них — эскиз декорации к балету «Болеро» М. Равеля, большая же часть — эскизы сценических костюмов. Эскизы костюмов императрицы, Екатерины II, принцессы и придворных дам были созданы для постановки «Молодая Екатерина» по пьесе А. Савуара, над которой Гончарова работала вместе с Ларионовым в самом начале 1930-х гг. Однако часть эскизов еще ждут исследования, так как их принадлежность к конкретным спектаклям пока не определена. Стиль этих работ отличается конструктивностью, строгим лаконизмом, преобладанием цветового пятна над линией. То же можно сказать и о единственном в собрании эскизе театрального костюма, исполненном М. Ларионовым — мужем художницы и не менее знаменитым русским авангардистом.


Эскиз костюма Екатерины II. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.



Эскиз костюма Екатерины II. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма Воронцовой с гитарой. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.




Эскиз костюма императрицы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.





Эскиз костюма придворной дамы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма придворной дамы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма принцессы. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма. Бумага, карандаш, акварель, тушь. 46,5 х 30,5

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма крестьянки. Бумага, акварель, гуашь, карандаш. 35,7 х 22,7

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма танцовщика. Бумага, акварель, карандаш. 37 x 27

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма танцовщика. Бумага, карандаш, гуашь. 37 x 26,7

Гончарова Н.С.


Эскиз костюма танцовщицы. Бумага, акварель, карандаш. 36,5 х 27

Гончарова Н.С.



Сценография Мстислава Валериановича Добужинского (1875–1957) огромна. Художник известный своими городскими пейзажами, участник знаменитого «Мира искусства», за свою жизнь исполнил декорации к более чем 200 спектаклям, которые ставились примерно в 50 театрах 20 стран мира. Хранящиеся в коллекции шесть эскизов к спектаклю «Казаки Платова в Париже», данному труппой Н. Балиева в 1920-х годах, великолепно раскрывают огромный дар Добужинского-сценографа. Художник даже не столько сочиняет костюмы, сколько режиссирует характеры и мизансцены, выступая подлинным соавтором постановщика. В трактовке образов он следует замечательным традициям русской сатирической графики середины XIX столетия, но стиль рисунка у него совершенно «мирискуснический», сочетающий изысканный артистизм, точность штриха и безупречное чувство формы.


Эскиз костюма к спектаклю "Казаки Платова в Париже".Бумага, карандаш, тушь, акварель. 30 х 21,5

Добужинский М.В.



Эскиз костюмов к спектаклю "Казаки Платова в Париже". Бумага, акварель, тушь. 30 х 40

Добужинский М.В.



Эскиз костюма казака к спектаклю "Казаки Платова в Париже". Бумага, карандаш, тушь, акварель. 31 х 22

Добужинский М.В.


Эскиз костюма казака к спектаклю "Казаки Платова в Париже". Бумага, карандаш, тушь, акварель. 30,5 х 22,5

Добужинский М.В.



Эскиз костюма казака к спектаклю "Казаки Платова в Париже". Бумага, карандаш, тушь, акварель. 30,5 х 21,5

Добужинский М.В.


Эскиз костюмов к спектаклю "Казаки Платова в Париже". Бумага, акварель, тушь. 20,5 х 26,7

Добужинский М.В.




Литература:

Карганова Г. В. Произведения Б. Д. Григорьева в коллекции живописи Константиновского дворца // Константиновский дворцово-парковый ансамбль: хроника, материалы, исследования. СПб., 2010. С. 246–263.

Коллекция Константиновского дворца. Дар Алишера Усманова. Альбом-путеводитель. М., 2008.

Коллекция Константиновского дворца. Дар Алишера Усманова. Альбом-путеводитель. СПб., 2008.

Интернет-ресурс «Искусство и архитектура русского зарубежья» // URL: http://www.artrz.ru/index.html

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments