Александра Бельцова и Роман Сута — пара поистине легендарная.
Автор: Евгения ПОДБЕРЕЗИНА
Бельцова Александра. Декоративная тарелка "Девушка с павлином", 1926
На их русско-латышской свадьбе свидетелем был Янис Райнис, который поссорился за свадебным столом с Карлисом Зале. В их семейной истории были встречи с Ле Корбюзье и Михаилом Роммом, награды и Гран-при Всемирных выставок…
Александру Бельцову и Романа Суту отличали широта художественных интересов: они писали портреты, натюрморты, пейзажи, расписывали знаменитый кузнецовский фарфор, занимались графикой.
Роман Сута был превосходным декоратором, интерьеристом, иллюстрировал лирику Александра Чака, оформлял латвийский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже, работал художником на Рижской киностудии и даже снялся в небольшой роли в картине «Восстание в Каугури».
Работы Романа Суты и Александры Бельцовой отмечены Гран-при, золотыми и серебряными медалями на Всемирных выставках в Брюсселе и Париже, а тарелка, расписанная Александрой Бельцовой, хранится в Севрском музее во Франции. В прошлом году одна из картин Бельцовой была продана на аукционе за 58 тысяч латов. И сегодня работы этих двух художников смотрятся удивительно современно.
Александра пережила своего знаменитого мужа-художника Романа Суту на тридцать семь лет, но никакой другой мужчина не смог занять его место.
Александра Бельцова и Роман Сута были знаковыми художниками довоенной Латвии. Их связывали непростые отношения: единомышленники в искусстве, конкуренты в творчестве, харизматичные мужчина и женщина, которые ревновали друг друга к многочисленным поклонникам. Не так давно в Риге, в доме на улице Бривибас 57а, где живут экс-президенты, открылся музей-квартира Александры Бельцовой и Романа Суты.
Бельцова Александра. "Подруги", 1966
Картон, масло, 52,5х71,5 см
Бельцова Александра. "Восточный мотив", 1930-е годы
Бумага, пастель. 35х33 см
Бельцова Александра. "Город", 1960-е годы
Бумага, пастель, 29х40 см
Бельцова Александра. "Пейзаж с лодкой"
Картон, масло, 32х44 см
Бельцова Александра. "Сезонный мотив. Пловчихи", 1930-е годы.
Картон, масло. 31х40,2 см
Бельцова Александра. "Сочи", 1960
Холст, масло, 50х60 см
Бельцова Александра. "Кони", 1950-е годы
Бумага, пастель. 29,5х42,3 см
Бельцова Александра. "Ванс", 1927–1929
Холст, масло. 60 x 80 см
Бельцова Александра. "Южный вид".
Бельцова Александра. "Впечатления о Юге Франции", 1920-е годы.
Бумага, акварель 33х25,5 см
Бельцова Александра. "Берлин. Городские увлечения", 1923
Холст, масло.
Бельцова Александра. "Ночь перед битвой", 1940-е годы.
Бумага. пастель, 27,3 х 38,4
Бельцова Александра. "Автопортрет", 1927 - 1928
Бумага, акварель, тушь. 41 x 60 см
Бельцова Александра. "Таня с кошкой", 1928
Бумага, акварель, 50 x 31,5 см
Бельцова Александра. Подпись справа внизу: Beļcova, 1960-е годы
Бумага, пастель, 59х49,5 см
Дочь Александры и Романа Суты Татьяна боготворила своих родителей и сохранила не только их работы, старинную мебель, но и личные вещи: шляпку, в которой ее мама отправилась на Парижскую Всемирную выставку 1937 года, коллекцию изящных кожаных перчаток и туфелек, трубку отца, тюбики с краской и кисти, письма и дневники. Умерла Татьяна в 2004 году, завещав в подарок Риге все это богатство вместе с квартирой, где жила их семья.
На стенах музея-квартиры — автопортреты и картины Александры и Романа, в приоткрытые дверцы шкафа из красного дерева видны шелковые блузки Александры, на старинном бюро — ее иконки и безделушки, на рояле — семейные фотографии, а на мониторе крутится фильм «Каугурcкое восстание» с участием Романа Суты. Кажется, хозяева ненадолго покинули квартиру и скоро вернутся….
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "Маска", 1926
"Baltars", фарфор, диам. 24,5
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "У колыбельки".
"Baltars", фарфор, диам. 31 см
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "Африка", 1926. Из личной коллекции Петра Авена.
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "Конструкция", 1926
Бельцова Александра. Эскиз тарелки "Русский народный мотив", 1925 - 1928
Бельцова Александра. Эскиз тарелки. "Пасха".
Бумага, карандаш, акварель, 24х25 см
Из России с любовью
Роман Сута был учеником классика латвийской живописи Вильгельма Пурвитиса, который позже, отдавая дань таланту Суты и Бельцовой, покупал их работы. В 1915 году Роман отправился в Россию, чтобы продолжить учебу в Пензенской художественной школе. Тут он и познакомился с прелестной девушкой Шурочкой Бельцовой. Роман и Александра были продвинутыми молодыми художниками, увлеченными русским авангардом.
Роман Сута. "Автопортрет с трубкой", 1919
Роман Сута. "Бал", 1920-е годы
Холст, масло, 65x92 смРоман Сута. "Скоморохи", 1920-е годы.
Бумага, смешанная техника, 24,5 х 39 см
Роман Сута. "Улица в Париже", 1925
Бумага, смешанная техника, 23x28 см
Роман Сута.
Роман Сута. "Kапитан", 1930-е годы
Бумага, тушь, 25x18 см
Роман Сута.
Александра вспоминала, как Роман поднял ее в четыре утра на рыбалку, и они вместе встречали восход солнца. Тут-то она и поняла, что этот «парень с сумасшедшинкой» сыграет главную роль в ее судьбе. Бельцова поступила во ВХУТЕМАС в Петрограде и стала ученицей знаменитого Альтмана, а Роман вернулся на родину и поступил в 5-й Земгальский стрелковый полк. Казалось, сама жизнь развела влюбленных, но Сута не мог забыть Шурочку и настойчиво звал ее в Ригу. Она приехала. Шел 1919 год.
Поначалу мать Романа невзлюбила русскую невесту сына. Наталья мечтала о хозяйственной латышской девушке, которая будет создавать уют в доме. Однако Александра быстро вошла в среду латвийской богемы, где все знали русский: латышская интеллигенция образование получала в России. Свекровь смирилась и даже приготовила для будущей невестки белые туфельки к свадьбе.
Наталья Сута была незаурядной женщиной. Своего сына Романа она родила на телеге по дороге между Цесисом и Дзербене: уже на сносях поехала к сестре в гости. Наталья была замечательной рукодельницей и кулинаркой. Во время Первой мировой войны она работала в столовой для латышских беженцев в Петрограде, где проявляла чудеса кулинарной фантазии, имея минимум продуктов.
В самом центре Риги, на улице Меркеля, Наталья открыла кафе «Сукуб», в этом же доме этажом выше располагался клуб самого знаменитого поэта Латвии Райниса. Прогрессивную мать Романа не смущало ни экстравагантное название кафе, образованное от слов «супрематизм» и «кубизм», ни абстрактные росписи интерьера, оформленного Романом и Александрой.
Здесь и сыграли свадьбу. Свидетелями были Янис Райнис и писательница-публицист Аустра Озолиня-Краузе. Поначалу все шло чинно и торжественно, но с каждым тостом гости расслаблялись все сильнее. Прославившийся позже создатель памятника Свободы Карлис Зале начал выяснять отношения с Райнисом. Знаменитый поэт обиделся и ушел, а с ним и некоторые гости, а молодожены отправились в свадебное путешествие по европейским столицам.
Кто в доме хозяин?
Бельцова сомневалась, что у них с Романом получится семья. «Все кончено, давай останемся друзьями, два художника не могут жить вместе, а роль компаньонки меня не устроит», — писала Александра жениху. Характер у Романа был сложный, к тому же он, лидер по натуре, сразу дал понять, кто в доме хозяин. Он постоянно критиковал работы Шурочки, а она с легкой иронией называла его «наш гений».
Буржуазную публику Роман Сута шокировал своими манерами: носил растянутый шерстяной свитер на голое тело. Любитель шахмат и рыбалки, Роман держал на ипподроме собственную лошадь: скачки были его страстью. О его похождениях писала желтая пресса.
Супруги ревновали друг друга: Александра была интересной стильной дамой, а Роман хоть и не блистал красотой, но обладал харизмой сильной и талантливой личности. В компании Аустры Озолини-Краузе Александра регулярно наведывалась в казино Монте-Карло и Ниццы.
Были у нее и другие приятельницы-эмансипе. Дочка Бельцовой Таня вспоминала, как просила маму «бросить тетю Люцию» — поэтессу, с которой Александра тусовалась в артистической среде, «потому что папе это не нравится».
В свою очередь, Роман мог позволить себе уехать в Париж в компании двух актрис, оставив жене с дочкой палку сырокопченой колбасы. Время от времени, устав друг от друга, Сута и Бельцова разъезжались, но потом их опять тянуло друг к другу. По картинам Александры четко видно: в тот период они жили с Романом вместе, а вот это написано в одиночестве.
Ученики Пикассо и Корбюзье
Дружеские посиделки и ссоры не мешали двум ярким личностям много работать. Роман организовал «Группу рижских художников», которая активно выставлялась в Латвии и за рубежом, позже оба вошли в объединение «Зеленая ворона», издававшее свой журнал, куда Роман писал полемические заметки о современном искусстве.
Александра увлекалась идеями французского кубизма, Пабло Пикассо, Жоржем Браком. Роман познакомился со знаменитым архитектором Ле Корбюзье и загорелся идеей создать национальный стиль интерьера в духе конструктивизма.
Финансово его начинания поддерживала друг семьи Аустра Озолиня-Краузе. Она же помогла Роману основать мастерскую по росписи фарфора «Балтарс».
Первое же испытание печи для обжига керамики едва не кончилось катастрофой. Пришлось пригласить из России специалиста Дмитрия Абросимова. Александра и Роман рисовали эскизы, русский керамист переносил их на вазы и тарелки и следил за процессом обжига. Роман использовал для росписи латышские национальные мотивы, а Александре импонировали религиозные сюжеты, африканские этнографические мотивы.
Однако «Балтарс» пришлось закрыть из-за финансовых проблем. Роман, затеяв новый проект, отправил на выставку в США расписанный им и женой фарфор. Организовать доставку экспозиции обратно на родину Сута поручил своему брату. Тот небрежно упаковал хрупкие вазы и сервизы, и когда в Риге открыли багаж, в нем оказалась груда осколков.
Роман Сута. Ваза. "Пахарь"
Керамика, h 38 см, диам. 20 см
Роман Сута. Ваза. "Женщина с фавном", 1937
Роман Сута. Тарелка "Двое", 1927, фарфор, диам. 25,5 см
Роман Сута. Тарелка. "Танцы на природе", 1926, фарфор, диам. 24 см
Роман Сута. Тарелка. "Свадьба", 1926, керамика, роспись по глазури, диам. 37 см
Роман Сута. Эскиз тарелки "Лиго".
Бумага, карандаш, акварель, диам. 30,5 см
Чудесное выздоровление
В свою первую поездку по Европе Роман и Александра отправились в 1922 году. В Берлине и Париже они познакомились с известными художниками-модернистами, ходили по музеям и галереям. Легкомысленные супруги ждали своего первенца, который, по их расчетам, должен был появиться на свет в Берлине. Однако дочь Татьяна, нарушив все планы, родилась раньше времени в Париже.
Настоящим бичом семьи Бельцовой был туберкулез: от него умирали один за другим ее браться и сестры, а в 30-е годы страшный диагноз поставили и Александре. Они с Романом приняли решение отдать дочку бабушке, чтобы та не заразилась от матери. Писали Танечке нежные письма, которые она сохранила.
По совету врачей Александра поехала на Юг Франции, в местечко Ванс и продолжала работать: от этого периода остались чарующие пейзажи французского Юга. Врачи предложили Бельцовой удалить пораженное легкое. Это был огромный риск, по сути эксперимент: таких операций в то время еще не делали.
Деньгами опять помогла верный друг семьи Аустра Озолиня-Краузе. Она поехала в Ванс вместе с Александрой и услышала там легенду: в окрестных горах есть скала, на которой выбит крест. Надо на нем нацарапать имя больного и помолиться за его выздоровление. Аустра все так и сделала. После операции Александра поправилась, и в 1935 году семья воссоединилась в квартире на улице Элизабетес, 57а, где сейчас открыт музей.
Расстрел в Тбилиси
Перед войной Роман Сута стал главным художником Рижской киностудии, и вместе с ней в 1941 году эвакуировался в Тбилиси. Его семья осталась в Риге. Лишь много лет спустя Александра узнала о судьбе мужа.
В Тбилиси его арестовали по нелепому обвинению в подделке хлебных карточек и 14 июля 1944 года расстреляли. Незадолго до ареста Роман получил приглашения от известного советского кинорежиссера Михаила Ромма поработать вместе…
Александра пережила мужа на 37 лет: она похоронена в Риге в 1981 году. Ее портреты появлялись на всех крупных выставках. Снова замуж Шурочка так и не вышла: Роман для нее остался настолько яркой личностью, что никого другого она рядом с собой не видела.
Дочь художников Татьяна Сута стала балериной, а когда из-за травмы позвоночника пришлось уйти из театра, поступила в Академию художеств. Свой диплом искусствоведа Таня посвятила творчеству отца. Работала на Латвийском телевидении, занималась со студентами в родительской квартире — уже тогда это был своеобразный музей, где любила бывать творческая молодежь.
Благодарим за помощь искусствоведа Наталию ЕВСЕЕВУ.
Страница музея: nmm.lv›
Музей-квартира Александры Бельцовой и Романа Суты (ул. Элизабетес, 57а, кв. 26, вход со двора) открыт с 11 до 18 часов, кроме понедельника и вторника; по четвергам — до 19 часов.
Среди этих огромных фарфоровых тарелок, ваз, сервизов и живописных полотен можно бродить долго. Главное, что поражает, — жизненность забавных, озорных сюжетов росписей, выполненных в стиле модернизма, Art Deco, кубизма и конструктивизма. Народные праздники, карнавалы, досуг разных слоев общества, мифологические сюжеты — все художественно выписано, с большой любовью к деталям.