?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Feb. 3rd, 2016

Александра Бельцова и Роман Сута — пара поистине легендарная.


Автор: Евгения ПОДБЕРЕЗИНА


SB-B-3.jpg
Бельцова Александра. Декоративная тарелка "Девушка с павлином", 1926




На их русско-латышской свадьбе свидетелем был Янис Райнис, который поссорился за свадебным столом с Карлисом Зале. В их семейной истории были встречи с Ле Корбюзье и Михаилом Роммом, награды и Гран-при Всемирных выставок…


Александру Бельцову и Романа Суту отличали широта художественных интересов: они писали портреты, натюрморты, пейзажи, расписывали знаменитый кузнецовский фарфор, занимались графикой.

Роман Сута был превосходным декоратором, интерьеристом, иллюстрировал лирику Александра Чака, оформлял латвийский павильон на Всемирной выставке 1937 года в Париже, работал художником на Рижской киностудии и даже снялся в небольшой роли в картине «Восстание в Каугури».

Работы Романа Суты и Александры Бельцовой отмечены Гран-при, золотыми и серебряными медалями на Всемирных выставках в Брюсселе и Париже, а тарелка, расписанная Александрой Бельцовой, хранится в Севрском музее во Франции. В прошлом году одна из картин Бельцовой была продана на аукционе за 58 тысяч латов. И сегодня работы этих двух художников смотрятся удивительно современно.

Александра пережила своего знаменитого мужа-художника Романа Суту на тридцать семь лет, но никакой другой мужчина не смог занять его место.

Александра Бельцова и Роман Сута были знаковыми художниками довоенной Латвии. Их связывали непростые отношения: единомышленники в искусстве, конкуренты в творчестве, харизматичные мужчина и женщина, которые ревновали друг друга к многочисленным поклонникам. Не так давно в Риге, в доме на улице Бривибас 57а, где живут экс-президенты, открылся музей-квартира Александры Бельцовой и Романа Суты.


1229599522.jpg

Бельцова Александра. "Подруги", 1966

Картон, масло, 52,5х71,5 см



austrumu-motivs_904.jpg
Бельцова Александра. "Восточный мотив", 1930-е годы

Бумага, пастель. 35х33 см



1223034667.jpg
Бельцова Александра. "Город", 1960-е годы
Бумага, пастель, 29х40 см




598_1386209918.jpg

Бельцова Александра. "Пейзаж с лодкой"

Картон, масло, 32х44 см



sezonas-motivs-peldetajas_691.jpg
Бельцова Александра. "Сезонный мотив. Пловчихи", 1930-е годы.
Картон, масло. 31х40,2 см




244_1386209622.jpg

Бельцова Александра. "Сочи", 1960

Холст, масло, 50х60 см



zirgi-ganibas_433.jpg
Бельцова Александра. "Кони", 1950-е  годы

Бумага, пастель. 29,5х42,3 см



895264dc.4798be74b.png
Бельцова Александра. "Ванс", 1927–1929

Холст, масло. 60 x 80 см



0dd5-0.jpg
Бельцова Александра. "Южный вид".



dienvidfrancijas-iespaidi_370.jpg
Бельцова Александра. "Впечатления о Юге Франции", 1920-е годы.
Бумага, акварель 33х25,5 см




t2_10_aleksandra_belcova_berliin_linnamuljed_1923.jpg

Бельцова Александра. "Берлин. Городские увлечения", 1923

Холст, масло.



nakts-pirms-kaujas_290.jpg
Бельцова Александра. "Ночь перед битвой", 1940-е годы.
Бумага. пастель, 27,3 х 38,4




orig_8124970044.jpg
Бельцова Александра. "Автопортрет", 1927 - 1928

Бумага, акварель, тушь. 41 x 60 см



SB-B-300.jpg

Бельцова Александра. "Таня с кошкой", 1928

Бумага, акварель,  50 x 31,5 см



f49b-0.jpg
Бельцова Александра. Подпись справа внизу: Beļcova, 1960-е годы

Бумага, пастель, 59х49,5 см

Дочь Александры и Романа Суты Татьяна боготворила своих родителей и сохранила не только их работы, старинную мебель, но и личные вещи: шляпку, в которой ее мама отправилась на Парижскую Всемирную выставку 1937 года, коллекцию изящных кожаных перчаток и туфелек, трубку отца, тюбики с краской и кисти, письма и дневники. Умерла Татьяна в 2004 году, завещав в подарок Риге все это богатство вместе с квартирой, где жила их семья.

На стенах музея-квартиры — автопортреты и картины Александры и Романа, в приоткрытые дверцы шкафа из красного дерева видны шелковые блузки Александры, на старинном бюро — ее иконки и безделушки, на рояле — семейные фотографии, а на мониторе крутится фильм «Каугурcкое восстание» с участием Романа Суты. Кажется, хозяева ненадолго покинули квартиру и скоро вернутся….


1306247807.jpg
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "Маска", 1926
"Baltars", фарфор, диам. 24,5



1306247735.jpg
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "У колыбельки".
"Baltars", фарфор, диам. 31 см


image033.png
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "Африка", 1926. Из личной коллекции Петра Авена.



SB-B-4.jpg
Бельцова Александра. Декоративная тарелка. "Конструкция", 1926




SB-B-336.jpg
Бельцова Александра. Эскиз тарелки "Русский народный мотив", 1925 - 1928



1281781362.jpg
Бельцова Александра. Эскиз тарелки. "Пасха".
Бумага, карандаш, акварель, 24х25 см


Из России с любовью

Роман Сута был учеником классика латвийской живописи Вильгельма Пурвитиса, который позже, отдавая дань таланту Суты и Бельцовой, покупал их работы. В 1915 году Роман отправился в Россию, чтобы продолжить учебу в Пензенской художественной школе. Тут он и познакомился с прелестной девушкой Шурочкой Бельцовой. Роман и Александра были продвинутыми молодыми художниками, увлеченными русским авангардом.


SB-S-9.jpg
Роман Сута. "Автопортрет с трубкой", 1919



zalumballe_936.jpg

Роман Сута. "Бал", 1920-е годы

Холст, масло, 65x92 см



Роман Сута. "Скоморохи", 1920-е годы.
Бумага, смешанная техника, 24,5 х 39 см





iela-parize_5.jpg
Роман Сута. "Улица в Париже", 1925
Бумага, смешанная техника, 23x28 см



SB-S-19.jpg
Роман Сута.





kapteinis_679.jpg
Роман Сута. "Kапитан", 1930-е годы
Бумага, тушь, 25x18 см




1291829816.jpg
Роман Сута.

Александра вспоминала, как Роман поднял ее в четыре утра на рыбалку, и они вместе встречали восход солнца. Тут-то она и поняла, что этот «парень с сумасшедшинкой» сыграет главную роль в ее судьбе. Бельцова поступила во ВХУТЕМАС в Петрограде и стала ученицей знаменитого Альтмана, а Роман вернулся на родину и поступил в 5-й Земгальский стрелковый полк. Казалось, сама жизнь развела влюбленных, но Сута не мог забыть Шурочку и настойчиво звал ее в Ригу. Она приехала. Шел 1919 год.

Поначалу мать Романа невзлюбила русскую невесту сына. Наталья мечтала о хозяйственной латышской девушке, которая будет создавать уют в доме. Однако Александра быстро вошла в среду латвийской богемы, где все знали русский: латышская интеллигенция образование получала в России. Свекровь смирилась и даже приготовила для будущей невестки белые туфельки к свадьбе.

Наталья Сута была незаурядной женщиной. Своего сына Романа она родила на телеге по дороге между Цесисом и Дзербене: уже на сносях поехала к сестре в гости. Наталья была замечательной рукодельницей и кулинаркой. Во время Первой мировой войны она работала в столовой для латышских беженцев в Петрограде, где проявляла чудеса кулинарной фантазии, имея минимум продуктов.

В самом центре Риги, на улице Меркеля, Наталья открыла кафе «Сукуб», в этом же доме этажом выше располагался клуб самого знаменитого поэта Латвии Райниса. Прогрессивную мать Романа не смущало ни экстравагантное название кафе, образованное от слов «супрематизм» и «кубизм», ни абстрактные росписи интерьера, оформленного Романом и Александрой.

Здесь и сыграли свадьбу. Свидетелями были Янис Райнис и писательница-публицист Аустра Озолиня-Краузе. Поначалу все шло чинно и торжественно, но с каждым тостом гости расслаблялись все сильнее. Прославившийся позже создатель памятника Свободы Карлис Зале начал выяснять отношения с Райнисом. Знаменитый поэт обиделся и ушел, а с ним и некоторые гости, а молодожены отправились в свадебное путешествие по европейским столицам.

Кто в доме хозяин?

Бельцова сомневалась, что у них с Романом получится семья. «Все кончено, давай останемся друзьями, два художника не могут жить вместе, а роль компаньонки меня не устроит», — писала Александра жениху. Характер у Романа был сложный, к тому же он, лидер по натуре, сразу дал понять, кто в доме хозяин. Он постоянно критиковал работы Шурочки, а она с легкой иронией называла его «наш гений».

Буржуазную публику Роман Сута шокировал своими манерами: носил растянутый шерстяной свитер на голое тело. Любитель шахмат и рыбалки, Роман держал на ипподроме собственную лошадь: скачки были его страстью. О его похождениях писала желтая пресса.

Супруги ревновали друг друга: Александра была интересной стильной дамой, а Роман хоть и не блистал красотой, но обладал харизмой сильной и талантливой личности. В компании Аустры Озолини-Краузе Александра регулярно наведывалась в казино Монте-Карло и Ниццы.

Были у нее и другие приятельницы-эмансипе. Дочка Бельцовой Таня вспоминала, как просила маму «бросить тетю Люцию» — поэтессу, с которой Александра тусовалась в артистической среде, «потому что папе это не нравится».

В свою очередь, Роман мог позволить себе уехать в Париж в компании двух актрис, оставив жене с дочкой палку сырокопченой колбасы. Время от времени, устав друг от друга, Сута и Бельцова разъезжались, но потом их опять тянуло друг к другу. По картинам Александры четко видно: в тот период они жили с Романом вместе, а вот это написано в одиночестве.

Ученики Пикассо и Корбюзье

Дружеские посиделки и ссоры не мешали двум ярким личностям много работать. Роман организовал «Группу рижских художников», которая активно выставлялась в Латвии и за рубежом, позже оба вошли в объединение «Зеленая ворона», издававшее свой журнал, куда Роман писал полемические заметки о современном искусстве.

Александра увлекалась идеями французского кубизма, Пабло Пикассо, Жоржем Браком. Роман познакомился со знаменитым архитектором Ле Корбюзье и загорелся идеей создать национальный стиль интерьера в духе конструктивизма.

Финансово его начинания поддерживала друг семьи Аустра Озолиня-Краузе. Она же помогла Роману основать мастерскую по росписи фарфора «Балтарс».

Первое же испытание печи для обжига керамики едва не кончилось катастрофой. Пришлось пригласить из России специалиста Дмитрия Абросимова. Александра и Роман рисовали эскизы, русский керамист переносил их на вазы и тарелки и следил за процессом обжига. Роман использовал для росписи латышские национальные мотивы, а Александре импонировали религиозные сюжеты, африканские этнографические мотивы.

Однако «Балтарс» пришлось закрыть из-за финансовых проблем. Роман, затеяв новый проект, отправил на выставку в США расписанный им и женой фарфор. Организовать доставку экспозиции обратно на родину Сута поручил своему брату. Тот небрежно упаковал хрупкие вазы и сервизы, и когда в Риге открыли багаж, в нем оказалась груда осколков.




1281778303.jpg
Роман Сута. Ваза. "Пахарь"
Керамика, h 38 см, диам. 20 см



SB-S-155.jpg
Роман Сута. Ваза. "Женщина с фавном", 1937


1281778585.jpg
Роман Сута. Тарелка "Двое", 1927, фарфор, диам. 25,5 см


skivis-zalumballe_914.jpg
Роман Сута. Тарелка. "Танцы на природе", 1926, фарфор, диам. 24 см


23-porcelans.jpg
Роман Сута. Тарелка. "Свадьба", 1926, керамика, роспись по глазури, диам. 37 см


1244118395.jpg
Роман Сута. Эскиз тарелки "Лиго".
Бумага, карандаш, акварель, диам. 30,5 см



Чудесное выздоровление

В свою первую поездку по Европе Роман и Александра отправились в 1922 году. В Берлине и Париже они познакомились с известными художниками-модернистами, ходили по музеям и галереям. Легкомысленные супруги ждали своего первенца, который, по их расчетам, должен был появиться на свет в Берлине. Однако дочь Татьяна, нарушив все планы, родилась раньше времени в Париже.

Настоящим бичом семьи Бельцовой был туберкулез: от него умирали один за другим ее браться и сестры, а в 30-е годы страшный диагноз поставили и Александре. Они с Романом приняли решение отдать дочку бабушке, чтобы та не заразилась от матери. Писали Танечке нежные письма, которые она сохранила.

По совету врачей Александра поехала на Юг Франции, в местечко Ванс и продолжала работать: от этого периода остались чарующие пейзажи французского Юга. Врачи предложили Бельцовой удалить пораженное легкое. Это был огромный риск, по сути эксперимент: таких операций в то время еще не делали.

Деньгами опять помогла верный друг семьи Аустра Озолиня-Краузе. Она поехала в Ванс вместе с Александрой и услышала там легенду: в окрестных горах есть скала, на которой выбит крест. Надо на нем нацарапать имя больного и помолиться за его выздоровление. Аустра все так и сделала. После операции Александра поправилась, и в 1935 году семья воссоединилась в квартире на улице Элизабетес, 57а, где сейчас открыт музей.

Расстрел в Тбилиси

Перед войной Роман Сута стал главным художником Рижской киностудии, и вместе с ней в 1941 году эвакуировался в Тбилиси. Его семья осталась в Риге. Лишь много лет спустя Александра узнала о судьбе мужа.

В Тбилиси его арестовали по нелепому обвинению в подделке хлебных карточек и 14 июля 1944 года расстреляли. Незадолго до ареста Роман получил приглашения от известного советского кинорежиссера Михаила Ромма поработать вместе…

Александра пережила мужа на 37 лет: она похоронена в Риге в 1981 году. Ее портреты появлялись на всех крупных выставках. Снова замуж Шурочка так и не вышла: Роман для нее остался настолько яркой личностью, что никого другого она рядом с собой не видела.

Дочь художников Татьяна Сута стала балериной, а когда из-за травмы позвоночника пришлось уйти из театра, поступила в Академию художеств. Свой диплом искусствоведа Таня посвятила творчеству отца. Работала на Латвийском телевидении, занималась со студентами в родительской квартире — уже тогда это был своеобразный музей, где любила бывать творческая молодежь.

Благодарим за помощь искусствоведа Наталию ЕВСЕЕВУ.


Страница музея: nmm.lv

14_roma-m.jpg

Музей-квартира Александры Бельцовой и Романа Суты (ул. Элизабетес, 57а, кв. 26, вход со двора) открыт с 11 до 18 часов, кроме понедельника и вторника; по четвергам — до 19 часов.

large_88d7.jpg



21259.jpg



21261.jpg



21260.jpg


Среди этих огромных фарфоровых тарелок, ваз, сервизов и живописных полотен можно бродить долго. Главное, что поражает, — жизненность забавных, озорных сюжетов росписей, выполненных в стиле модернизма, Art Deco, кубизма и конструктивизма. Народные праздники, карнавалы, досуг разных слоев общества, мифологические сюжеты — все художественно выписано, с большой любовью к деталям.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
sergej_manit
Feb. 5th, 2016 07:57 pm (UTC)
Сильно кланяюсь!
... тарелки их раньше видал только.
fleur_marie
Feb. 5th, 2016 08:24 pm (UTC)
Ой, как хотелось мне добавить побольше живописных полотен разного стиля, но читатель не любит длинные посты, а, увидев столько картинок, в ужасе может нажать кнопочку «свернуть».
sergej_manit
Feb. 5th, 2016 08:50 pm (UTC)
- у меня седня голова не в порядке, и от кресла не оторваться - я неспеша щас всё и читаю )
fleur_marie
Feb. 6th, 2016 09:56 am (UTC)
Пейте чай, срочно приводите голову в порядок. Без ваших псто нам всем плохо будет!
sergej_manit
Feb. 6th, 2016 08:37 pm (UTC)
Уж пью вовсю, ога! )) ... а про посты - смиялся - всё время к Вам и хаживаю перечитывать да себе про запас утаскиваю ))
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com