?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Эко-смерть

Оригинал взят у alexander_pavl в Эко-смерть

Умер один из лучших писателей современности, один из моих любимых романистов.


eco 0

Конечно, по времени ему пора уже, но как-то странно думать об этом. Он был энергичен, писал язвительные и точные политические и культурологические прогнозы, отличные романы - с каждым новым романом поднимаясь на ступеньку выше.



Мне все его книги нравятся. "Имя розы", которое я прочитал ещё в Иностранной литературе, мне просто понравилось, а "Маятник Фуко" привёл в восторг.

nameofrose 17841 10506

"Имя розы" - качественный "средневековый детектив" с философским и культурологическим бэкграундом, взорваший книжный рынок и породивший тыщу подражаний разного качества. Это хорошая развлекательная книга. Но "Маятник" - эталонный роман "конца века", даром, что издан в 1988, когда описываемые тенденции только набирали скорость и масштаб. Я хохотал над ним до упаду, хотя, собственно, смеяться там особо не над чем — события, которые описываются с подчёркнутой несерьёзностью, достаточно зловещи, а тенденции должны пугать. В сущности, Эко описал современный механизм создания элиты на пустом месте, из ничего.

Да, я знаю, главным аттракционом "Маятника Фуко" считается фейерверк эрудиции и пародийная реинтерпретация мировой истории, но на самом деле там всё гораздо сложнее. Интеллектуальные эскапады слегка примаскировали разоблачение технократического "вечного фашизма", о котором впрямую Эко высказался позже, в "Пражском кладбище".

Меня очень сильно задели ретроспекции романа во времена детства героев, в эпоху фашизма и его падения. Эти экскурсы в личное прошлое усилили яркость "современных" глав "Маятника Фуко" и придали тексту инерцию, отправляющую его в будущее, в наше время и даже дальше. Так что благодаря личной исторической перспективе героев романа, книга ещё очень долгое время будет оставаться остроактуальной.

Очень объёмный роман, насыщенный информацией... Ну ладно, никаких новых фактов я не узнал, зато Эко продемонстрировал, как можно общеизвестные факты связывать по новому. Пародийный роман, высмеивающий уже опубликованный в тот момент "Эгипет" и ещё не написанный "Код да Винчи". Философский роман, буквально принуждающий внимательней всматриваться в текущую политику и банальную повседневность, напоминающий, что у каждого бытового явления есть метафизическое измерение и в нашем хрупком мире следует «жить осторожно». В общем, книга, которая учит думать. Буквально — "Маятник Фуко" показывает, как можно (и как не следует) думать о различных вещах.


bau mysterious-flame-of-queen-l cimetro

А потом был "Остров накануне". К нему трудно относиться объективно. Наверно, это в самом деле неудачный роман. Неудачный в том смысле, что он не может захватить любого читателя, что многие читатели, которым понравилось начало, охладевают к середине книги и мало кто доберётся до финала. К тому же, части романа настолько различны, что вообще могут восприниматься как самостоятельные книги. Все эти недостатки (а это в самом деле недостатки) свойственны, например, Томасу Манну в "Избраннике" и в "Иосифе и его братьях", что ничуть не отменяет ни обаяния этих книг ни их высокого эстетического и интеллектуального значения.

В общем, для меня "Остров накануне" одна из любимых книг (я необъективен), потому что в ней происходит поразительное по убедительности погружение в мир XVII века, во вселенную ошибок, предрассудков и открытий той эпохи. Я очень интересуюсь тем столетием, которое вызывает у меня восторг и отвращение одновременно — и Эко замечательно передал эту заворожённость эпохой барокко.

Замечательная книга, в которой барокко показано изнутри, с точки зрения не посетителя музея или пытливого эрудита, а с позиции творца стиля. Что думали, что чувствовали люди, вот так расписывавшие потолки, создававшие вот такие инстурументы, вот так смешивавшие науку и магию? Да, не всем это интересно, читатели, которым не понравился "Остров" абсолютно в своём праве не любить или разочароваться романом Эко. В конце концов, в «Острове накануне» совершенно отсутствуют аллюзии на современный мир, читателю не на что опереться, кроме своего знания о мире барочной культуры. А если таких знаний нет? Тогда через книгу практически не продраться.

Повторюсь — великолепный, мягкий, богатый образами и интеллектуальными парадоксами роман, который одновременно является своего рода компедиумом эпохи барокко и рефлексией Эко над эпохой барокко. Одна из самых моих любимых книг, которую стоит перечитывать.



Bibliothek07

Мне бы хотелось увидеть этот роман изданным в виде серии томиков ин-октаво, с множеством иллюстраций — гравюр XVII столетия, с вкладышами карт, с маргиналиями, уводящими читателя в сторону от сюжета, чтобы обложки были под тиснёную кожу библиотек барокко, а бумага — плотной, чуть желтоватой, как бы пожелтевшей от времени.

А затем "Баудолино", более простой, но лучше написанный, напоминающий не то о Болеславе Прусе, не то об Александре Говорове, но уж всяко не о Дмитрии Мережковском. А потом "Таинственное пламя королевы Лоаны", каталог памяти, к которому не останется равнодушным ни один человек, интересующийся Европой в целом и Италией в частности.

И наконец - издевательски мрачное "Пражское кладбище", беспощадное вскрытие воспалённого аппендикса европейской культуры и недвусмысленное указание на то, что история (как и в "Маятнике Фуко") отнюдь не завершена, что она длится сейчас и уже запускает свои шупальца в будущее. В определённом смысле, "Маятник Фуко" и "Пражское кладбище" образуют дилогию. Они очень разные, но оба романа посвящены механизмам манипуляции культурой и развитием цивилизации в перспективе.



eco 03

Последний роман Эко я ещё не читал, это удовольствие мне предстоит. Но увы! Это будет действительно последний роман великого романиста и честного интеллектуала.

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com