?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

АМАЗОНКА ЧЕШСКОГО АВАНГАРДА

Пост навеян выставкой, которая проходит в Минске, «Время и творчество Льва Бакста», приуроченная к 150-летию художника, сценографа, модельера, чье имя в этом году отмечено в Списке памятных дат ЮНЕСКО.


И, конечно, одной из жемчужин данной выставки картиной Леона Бакста "Портрет девушки в голубом".

0_10d473_4ff3517c_XL.jpg

"Портрет девушки в голубом" (Ружены Затковой), 1914

Выдающаяся чешская художница Ружена Заткова (1885 – 1923) являет собой редчайший пример женщины-футуриста. Ружена была настоящей футуристкой как в смысле мировоззрения и восприятия окружающей жизни, так и в смысле творчества. Она тонко чувствовала современность и отражала это в своих оригинальных по стилю работах.


csm_Ruzena_Zatkova_9c7591c5cf.jpg

"Во имя Ружены Затковой да здравствует футуризм! Да здравствует футуристическая Прага!" Таким восклицанием завершил в декабре 1921 года один из своих пражских вечеров в театре имени Шванды поэт и автор первого манифеста футуризма Филиппо Томмазо Маринетти. Один из основоположников аэроживописи хотел таким образом представить чешскую художницу, в отличие от Чехии уже известную в Италии, на ее родине.

Увы, возвращение Ружены Затковой "домой" тогда не состоялось, и планам Маринетти, намеревавшегося организовать выставки работ Затковой в Праге и Берлине, не было суждено сбыться. В 1923 году художница, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза в Швейцарии.

Первая ретроспективная выставка работ Затковой, о которых похвально отозвался и Пабло Пикассо, открылась на ее родине лишь в апреле 2011 года, 88 лет после ее смерти. В залах Императорского манежа Пражского града представлены произведения, подтверждающие незаурядный талант их автора - картины, коллажи, ассамбляжи, (последние являются одним из самых прогрессивным художественных достижений своего времени), иллюстрации к библейскому жизнеописанию царя Давида или, например, скульптура Beranidlo.

Работы, сохранившиеся в частных собраниях коллекционеров Рима, Милана и Лондона (главным образом в семьях Маринетти и Затковых), выставлялись в Турине, Риме, Флоренции и Болонье. Она была известна, главным образом, за границей, так как большую часть своей непродолжительной жизни провела в Германии, Италии и Франции. Несмотря на то, что за нею закрепилось обозначение "футуристка", она не ограничивалась в своем творчестве рамками одного художественного направления и примеряла к холсту и бумаге различные техники.


zatkova_zivot_krale_davida1.jpg

Ружена Заткова родилась в Южной Чехии. В 1901 году, когда ей исполнилось 15 лет, семья перебралась в Прагу и Ружена вместе с ее сестрой Славой брали уроки рисования у тонкого пейзажиста Антонина Славичека.

Ружена короткое время училась в Мюнхене – кстати, ее сестра Слава Заткова-Тондрова более интенсивно занималась живописью и известна как традиционный художник. В 1910 году Ружена вышла замуж за царского дипломата, служившего в Риме, Василия Хвощинского и уехала в Италию.

В Италии она ознакомилась с примитивной живописью Мештровича, с Филиппом Маринетти, с правнучатой племянницей жены Пушкина, русской художницей-авангардисткой Натальей Гончаровой и Михаилом Ларионовым. Независимость творчества Гончаровой и Ларионова вдохновляет чешскую художницу, утверждая ее в формулировке собственных взглядов на свободную природу искусства.


WOK3a4861_marinetislunce.jpg
Портрет Маринетти,1920

На портрете Маринетти представлен настоящим футуристическим королём. Глаза получились довольно злыми, причём обращает на себя внимание, что они светятся страстным огнём: скорее всего, художница таким образом хотела отразить жажду Маринетти преобразовать мир, его страстное желание “заявить” новую эру на земле. Это яркое по своей цветовой гамме произведение. Сочетание интенсивных красных и жёлтых тонов вообще характерно для футуристических полотен. Лицо футуриста расслаивается на отдельные плоскости. От его головы исходят потоки солнечных лучей. Вспоминается лозунг русских футуристов “Будем как солнце!”




289745_640.jpg

Турин, 1920 год, Маринетти позирует со своим портретом работы Ружены Затковой.

Хвощинский обладал хорошей коллекцией живописи, поощрял художественную деятельность жены и охотно помогал ей устраивать выставки в разных странах.

Очень жаль, что мы так мало знаем об этой супружеской паре. Однако известно, что в браке родилась дочь Мария Васильевна. Интересным фактом является и то, что Ружена Заткова знала русский язык и до нас дошли некоторые её письма, написанные по-русски.



Zatkova-supremacy.jpg

“Борьба предметов быта за превосходство”, начало 20-х годов

На картине нет борьбы вещей, они просто очень кучно сгруппированы (как это обычно бывает у футуристов), и видно, что не автор картины, а сама судьба решит, каким из этих предметов суждено взять превосходство над другими. Борьба имеет скорее эстетический характер, так как предметы в высшей степени разнообразны по форме и цвету. Это борьба колористических схем и пропорций.


Zattkova-2.jpg
Декоративное панно "Вода под снегом и льдом"

Декоративное панно “Вода под снегом и льдом” (1919 – 1920), созданное в смешанной технике. Здесь нет прославления технического прогресса, более того: перед нами уникальное свидетельство того, как футурист видит природу. Не технику, которую все они так любили, а обыкновенную воду под слоем замёрзшего льда. Мотив не очень-то футуристический, ведь художники круга Маринетти предпочитали раскалённый металл холодному льду.

Одним из ключевых произведений Ружены Затковой является смелая скульптура Beranidlo («Таран»), выполненная, кроме прочих материалов, из стекла и бумаги. Она, увы, не сохранилась.


zatkova_beran.jpg

"Скульптура Beranidlo возникла в 1916 году – ничего подобного в чешском искусстве не было. Можно сказать, что она родилась отчасти на футуристических принципах, отчасти - на основе очень интимного отношения к природе, так как в создании этой скульптуры использованы природные метафоры: шумы, звуки, стук, влияние на среду".


Zatkova-taran.JPG

Воссоздал "Таран" скульптор Михал Габриэл: "Нам казалось очень заманчивым ее реконструировать. Изначально скульптура была сделана из бумаги, но так как никто не знал, в какой цветовой гамме она была сделана, что привело к многочисленным спорам, мы, главным образом, решили сохранить основные пропорции и формы. Был использован метод цифровой 3D-печати. То есть, скульптура создана таким образом, что человеческие руки ее не касались."

После Первой мировой войны Заткова, из-за ухудшившегося состояния своего здоровья, поселяется в итальянской деревне, издали наблюдая за политическими переменами. Под влияниям крайней бедности, которую она видит вокруг, ее взгляды становятся более радикальными, что влияет и на ее личную жизнь. Следует развод с мужем, и Заткова выходит замуж второй раз – за журналиста левого толка Артура Каппу, хотя ни развод, ни последующее бракосочетание, не были признаны итальянскими учреждениями.


Zatkova_Khvoshinsky_avec_Stravinsky_01.JPG
На фото (слева направо): И. Стравинский, Р. Заткова, С. Дягилев, Л. Бакст

В ходе гастролей русского балета в Италии Заткова познакомилась и с кругом Сергея Дягилева, Сергеем Прокофьевым и Игорем Стравинским. Стравинский посвятил чешской художнице свои "Подблюдные", четыре русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля без сопрано на народные тексты (I - У Спаса в Чигисах, II - Овсень, III - Щука, IV - Пузище), а также писал ей письма.


Сохранилась еще одна фотография, но не все лица на ней узнаваемы.

zatkova_ruzena1.jpg

Произведения Затковой являются редкостью, они разбросаны по всему миру. Существует два каталога с названиями произведений, из них лишь треть документирована фотографиями. Однако две трети, о которых никто ничего не знает – они, возможно, утеряны, уничтожены или еще найдутся, как знать.

Затковой принадлежат слова: “Я вся создана из окружностей, но все они разомкнуты… Мне не нужны никакие названия и никакие ярлыки. Не хочу я и того, чтобы меня где-либо зарегистрировали”.




zatkova_dopis_marrinetiho.jpg

Маринетти, поэт, который хотел освободить мир - Жизнь он прожил яркую, насыщенную, да и время было удивительное. (Статья довольна большая).


Описание картин Автор: Андрей Дьяченко

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com