?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Н.С. Гончарова — М.Ф. Ларионов

Прошлое и настоящее их наследия


Наталии Сергеевны не стало в ночь на 17 октября 1962 года.

Видимо, за все ее страдания и великие дела Господь Бог отпустил ее душу, когда она спала. В субботу 20 октября состоялась панихида в русской православной церкви на рю Петель.Собрались только самые близкие друзья, которые были в ту пору в Париже. Могила была заранее куплена на православном кладбище Иври (Ivry) в предместье Парижа.

Но и после смерти благородной Гончаровой пришлось пройти путь преследований и козней. На первый план вышла давняя любовница Ларионова — Томилина. 28 мая 1963 года она уговорила лежачего больного Михаила Федоровича заключить с ней официальный брак. С этих пор она получила все права на наследство. 10 мая 1964 года Ларионов умирает, его хоронят на кладбище Иври к Гончаровой. Вдова вступает во все права владения архивами обоих художников. Даже после смерти художницы эта неуемная женщина пытается ей мстить во всем, в чем только может.

В номере 47 журнала «Наше наследие» за 1988 год опубликована интересная заметка Василия Пушкарева* о его поездке в Париж и встрече с художником Бенатовым**. Именно последний и заботился, по его словам, о покупке земли на кладбище Иври для художников. Пушкарев пишет: «Бенатов… <…> сказал, что ходят разговоры, что она хочет перезахоронить Наталию Гончарову, чтобы освободить место для своего гроба рядом с Ларионовым. Во всяком случае, известно, что на надгробном камне, под которыми находятся останки Гончаровой и Ларионова, была выбита и третья фамилия — Ларионовой-Томилиной, по настоянию последней.

Профессор Энтони Партон*** писал о непредсказуемом  и резком характере Александры Клавдиевна, ссылаясь на людей, ее знавших: «…что привело к возникновению ее прозвища «Наждачка». <…> Известно из воспоминаний Никиты Лобанова-Ростовского, что Томилина был способна повести себя агрессивно. <…> Однажды, например, как говорят скинула Гончарову с лестницы, таким образом пожелав ей смерти».

После смерти художницы она не стала относиться к ней лучше. Александра Клавдиевна сразу приступила к разборке архива художников. Томилина провела тщательный цензурный отбор и, скорее всего, убрала письма, которые носили личный, лирический характер, и оставила только те, в которых содержались какие-то деловые сообщения. Энтони Партон пишет: «В конце 1970-х годов Томилина начала стирать все, что было связано с памятью Гончаровой. Она распорядилась личной библиотекой Гончаровой, просто выкинув ее в общественные мусорные баки дома».

Сохраняя работы Ларионова, она старалась продавать или дарить, когда ей это было нужно, картины Гончаровой.

В 1986 году Александра Томилина, пребывавшая в Лозанне  в доме для пожилых людей, решила выполнить желание художников и завещать оставшиеся еще их картины и архив советскому правительству. За это Минфин СССР обязался оплачивать ее содержание в пансионате и содержать могилу на кладбище Иври. Причем она настояла, чтобы и ее похоронили в одной могиле с Ларионовым и Гончаровой, что и было выполнено в сентябре 1987 года.

Но ненависть оказалась бессильной перед законами вечности. Гончарова с годами, несмотря на все козни Томилиной, начала выходить из забвения, причем не только как художник-декоратор, но и как выдающийся живописец и график.

Ричард Бакл**** напишет: «Гончарова была кем-то, кто наполнял жизнь своих друзей, потому что она восторгалась красотой мира вокруг себя».

В ней жили всегда ее христианское миросозерцание, неисчерпаемая страсть выдающегося таланта, не поддающаяся объяснению магия ее большой интуиции. Поистине царская воля в творчестве и монашеская покорность перед ударами судьбы.

Секрет неповторимости ее творчества именно в этом. Поэтому она осталась никем не превзойденной царицей русского и мирового авангарда прошлого века.

Василий Пушкарев* (1915 - 2002) — советский и российский искусствовед, собиратель произведений искусства. В 1951—1977 гг. директор Русского музея.

Бенатов Леонард Михайлович** (1899 -1972) — живописец, график.

Энтони Партон*** — искусствовед, специалист в области русского авангарда.

Ричард Бакл**** (1916 - 2001) — балетный критик, автор нескольких биографий, исследователь жизни и творчества Нижинского, Дягилева, Лидии Соколовой и других людей, связанных с балетным искусством. В 1950-е годы работал как балетный критик для "The Observer", организовал ряд успешных выставок.

Источник: Владимир Полушин «Наталия Гончарова царица русского авангарда» (гл. 27, отрывки)

ISBN 978-5-235-03874-5




Сложная жизнь, запутанная любовь. Свой брак художники-авангардисты Михаил Ларионов и Наталья Гончарова зарегистрировали только через 55 лет после того, как фактически стали мужем и женой.


Скандал с Ларионовым и Гончаровой

Кириенко отдал 600 тысяч долларов французским адвокатам


За архив, завещанный России

Более десяти лет назад правительство СССР получило творческое наследие и архив художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Однако на этом история не закончилась. На днях премьер-министр России Сергей Кириенко распорядился выдать французскому адвокату Жаку Сааде, занимавшемуся урегулированием вопроса, около $600 тысяч. Деньги будут выделены из бюджета и выплачены по решению французского суда. Пикантность ситуации в том, что г-н Саада был исключен из гильдии французских адвокатов, по некоторым данным, именно за ведение данного дела. Кроме того, мы уже заплатили людям, против которых возбуждено дело о мошенничестве. Законно полученное Россией культурное наследие мы до сих пор не можем легально выставить. И наконец, мы до сих пор не уверены, что получили все завещанные нам картины Ларионова и Гончаровой.

Продолжение:
kommersant.rudoc/202133

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com