?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Портреты Савелия Сорина


Оригинал взят у virginian в Портреты Савелия Сорина

"Сорина знали в Европе и Америке, а он мечтал об известности в России (cтрочка в Википедии).



1.3-Avtoportret-iz-alboma-V.-Sudejkinoj-ok.1920g.bum.kar.-akv.-ryadom-stihi-Nimfy-Bel-Kon-LyubomirskojTbilisi1-766x1024

Савелий Сорин, автопортрет, 1920 (из альбома Веры Судейкиной).



Кем же был Савелий Сорин? Ученик Репина, ставший модным портретистом еще на закате серебряного века, Сорин оставил целую галерею портретов знаменитостей. Сориным были выполнены портреты Ф. И. Шаляпина, А. А. Ахматовой, С. А. Лурье, Т. П. Карсавиной, князя С. М. Волконского, княгини О. К. Орловой и многих, многих других.




Gorky

Портрет Максима Горького ( А. М. Пешков), 1902 год.
Сорин еще студент Императорской Академии Художеств и ученик И. Е. Репина.


Портрет понравился М. Горькому и он так подружился с Сориным, что даже повесил фотографию молодого художника в рамке на стену своего кабинета среди фотографий других близких ему людей.


Фотография Сорина внизу слева.




131-Portret-Ekateriny-Peshkovoj-1902-h.m.-muzej-M.Gorkogo-Moskva-711x1024

Заодно Сорин и портрет супруги Горького написал.



У портрета Буревестника была интересная судьба, Сорин написал его в 1902-ом году, а в 1904-ом году Сорин, несмотря на то, что он был тогда еще студентом, принял участие с этим портретом в своей первой международной выставке. Это была Всемирная выставка в Сент-Луисе США. Там портрет был куплен одним коллекционером. В последствии портрет несколько раз менял владельцев, пока не оказался на стене художественного музея в Сан Франциско.



Anna_Akhmatova_1913-1914_by_Savely_Sorin

Анна Ахматова



02.jpg

Слева направо: Москвин, Станиславский, Шаляпин, Качалов, Сорин на фоне соринского портрета Анны Павловой.



Оказавшись, как и многие деятели культры в эмиграции в Париже, Сорин быстро приобрел известность, выставлял свои работы в Осеннем салоне. В этот период Сорин выполнил портреты Шаляпина, Джорджа Баланчина, Сержа Полякова, Надежды Тэффи, Льва Шестова и Анны Павловой, практически весь цвет русской эмиграции оказался на полотнах художника.



SHalyapin-F.I.

Портрет Ф. Шаляпина, 1931. Музей театра им. А. Бахрушина, Москва.



anna-pavlova-3

Портрет Анны Павловой



tamara-karsavina-as-sylphid

Тамара Карсавина в балете Сильфида



prince-serge-obolensky

Портрет князя Сергей Оболенского




a-lady-with-a-terrier

Дама с терьером



18-Portret-Anatoliya-Dyubua-muzhchina-v-shlyape-1942-bum.-na-h.-akrilovaya-kraska-137h91-GTG-671x1024

Портрет Анатолия Дюбуа



marina-chaliapina-freddi-miss-russia-1931

Портрет Марины Шаляпиной, "мисс России" 1931 года.




114Portret-aktrisy-iz-postanovki-Grate-Gatsby-Era-Deco-1024x911

Портрет актрисы из постановки "Великий Гэтсби".




ava-alice-muriel-princess-obolensky

Портрет Авы Мюриел Астор, княгини Оболенской



Судьба благоволила художнику, выставки в Европе и Америке, многочисленные заказы от сильных мира сего. Когда началась война в Европе, Сорин смог уехать в Америку буквально на последнем пароходе. Вместе с другими деятелями русской эмиграции Сорин неоднократно делал взносы в Фонд помощи СССР и получил от Советского правительства грамоту "За вклад в победу над врагом", подписанную от лица страны А. Громыко — в то время послом СССР в США. После войны Сорин продолжает активно работать, много ездит, готовит к изданию большой альбом со своими лучшими работами.



48-Printsessa-Elizaveta-sejchas-koroleva-Velikobritanii-1948-bum.-akv.-133x112-Klarens-haus-London-828x1024

Принцесса Елизавета — сейчас королева Великобритании, 1948

бум. акв. 133×112 Кларенс-хаус, Лондон


А второй портрет написан художником за 25 лет до первого. Это мать Елизаветы II, тоже Елизавета, и в этот момент она еще принцесса Йоркская. Вскоре она выйдет замуж , а ее муж станет королем Георгом VI, после смерти которого королевой станет их дочь, а она получит титул «Королева-мать».


18.jpg

Портрет девушки со шляпой — Королева-мать, тогда-принцесса Йоркская, 1923 г.

бум. акв.133×112 Кларенс-хаус Лондон.



19Potret-arhiepiskopa-San-Frantsisko-I.-SHahovskogo-1950-bum.-na-h.-smesh.-tehn.64h48-GTG-770x1024

Портрет Шаховского, архиепископа города Сан Франциско.




130031427_1948_Portret_knyagini_Irinuy_Obolenskoy__Portrait_of_Princess_Irina_Obolensky__805_h_645_bumaga_na_holste_akvarel_i_karandash_CHastnoe_sobranie

Портрет Ирины Оболенской




marya-russell-duchess-of-bedford

Мария Рассел, Герцогиня Бедфодская




8.-portret-Viven-Li-h.m-.47.5x4676x54-...-979x1024

Знаменитая киноактриса Вивьен Ли.

Здесь она уже десять лет, как сыграла свои главные роли в фильмах «Мост Ватерлоо» и «Унесенные ветром» и все еще очень хороша. Она знаменита, богата, замужем за лордом Лоуренсом Оливье, привыкла к поклонению. Ей немного скучно, немного горько оттого, что уходит бурное прошлое. Она была дружна с Савелием Сориным и откровенна с ним.



sorine-028.jpg

Портрет Маргарет Дороти Кан

Дочь банкира, мецената, коллекционера Отто Германа Кана.



67.1-Knyazhna-Meri.-MariyaProkofevna-Eristova-SHirvashidze-CHachba-1920g.-fragment-831x1024.jpg

Княжна Мери. Мария Прокофьевна Эристова-Ширвашидзе-Чачба, 1920

А эта красавица была музой самого художника. Это княжна Мери Ширвашидзе – Эристави – Чачба. Сама абхазского царского рода, она была фрейлиной при российском царском дворе. Однажды во дворце  вместо того, чтобы наказать юную Мери за оплошность, царь Николай II только и смог сказать ей: — Грешно, княжна, быть такой красивой. —  Художник всюду возил этот портрет с собой до самой смерти, а потом его вдова подарила его жене Великого князя Монако Грейс Келли, которая повесила портрет у себя в спальне. Вставая по утрам, она сначала смотрела на портрет, а потом в зеркало, видимо, считая его эталоном красоты.



91-portret-A.Ejnshtejna-1920-e-gody.-Berlin-755x1024.png

Карандашный рисунок. Альберт Эйнштейн.

Великий физик Альберт Эйнштейн попросил Савелия Сорина сделать рисунок для своей книги. Он увлек художника гривой своих полуседых волос, пронзительным умом и интеллигентностью университетского профессора и печальным и тонким еврейским юмором. Кроме того Эйнштейн прекрасно играл на скрипке. Они подружились, а книга Эйнштейна вышла с портретом работы С. Сорина.



40.jpg

Партизанка - Девушка с гармонью, 1945

картон, кар., акв.,гуашь, 115 x142

Музей Ф. И. Шаляпина, СПб

Для портрета Савелию позировала дочь Ф. И. Шаляпина Дасия.

К сожалению, многим планам художника было не суждено осуществиться, в 1951 году, находясь в Париже, семидесятитрехлетний художник почувствовал себя плохо, он был помещен в госпиталь, но врачи не смогли поставить диагноз и отнесли его плохое самочуствие к обычному переутомлению, прописав длительный отдых. Выйдя из госпиталя, Сорин с женой отправились отдыхать в Швейцарию и Италию, а в октябре 1951 года вернулись в Нью-Йорк, там болезнь вернулась снова, на этот раз диагноз был неутешительный - рак. Сорину сделали операцию, но уже было поздно. Последний месяц художник провел в Вестпорте, маленьком городке в штате Коннектикут.




3.1-Avtoportet-v-sadu-h.-m.1952g.645x535-870x1024

В 1952 году появился автопортрет в саду, написанный, как в юности – маслом на холсте.

Это итог.

Седой мастер, не сдавшийся, не выпускающий сигарету изо рта, как в юности на первом автопортрете 1920 года, не утративший духовных сил, сидит у окна своей мастерской на 5-й авеню, выходящего в весенний солнечный сад, и пристально изучающе смотрит на нас , будто сейчас начнет писать ваш портрет. На окне стоит едва начатый флакон с маслом для живописи.


В какой-то степени мечта Сорина сбылась, перед смертью он завещал отправить на Родину 30 портретов деятелей русского искусства, исполненных им в 1920—1940 годы и картины в концов-концов очутились в России, но история их возвращения оказалась настоящей фантасмагорией. В течение двадцати лет Анна Степановна обращалась в ведомства правительства СССР с просьбой принять завещанные Родине картины мастера, но не была удостоена даже ответом.

Лед тронулся, когда вдова художника смогла встретиться с Екатериной Фурцевой, бывшей по своим делам в Нью-Йорке, и ей удалось рассказать министру о завещании своего мужа.

У Анны Степановны уже было настойчивое предложение Великого князя Монако Ренье III передать картины в его дворец для устройства там музея Савелия Сорина с тем, чтобы сама Анна Степановна пожизненно находилась бы на полном содержании правительства Монако. Но она не могла согласиться на это, так как художник завещал все свои картины Родине.

Фурцева решила устроить показательное шоу о том, как трепетно советское правительство относится к людям, сделавшим вклад в знаменитую Русскую культуру и достойно представлявшим ее за рубежом. Она собрала пресс-конференцию с телевидением и журналистами. Ролик снятой тогда телехроники существует и демонстрируется иногда и теперь в передачах о Фурцевой. А вот и фото, обошедшее множество газет:



Resize of 4.-E.Furtseva-u-A.S.Sorinoj

Министр культуры СССР Е. Фурцева в мастерской покойного русского художника С. Сорина, слева с гвоздиками в руках вдова художника. Фурцева предложила Анне Степановне переехать в СССР вместе со всеми картинами Савелия Сорина и заверила ее, что завещание художника будет выполнено.



Анна Степановна поверила Фурцевой и, собрав все остававшиеся в мастерской картины, отправилась в Москву.

Два портрета грузинских красавиц были по завещанию отправлены в Тбилиси, а остальные портреты, согласно завещанию, должны были все вместе храниться и экспонироваться либо в Третьяковской галерее, либо в Русском музее.



anna-pavlova

Княгиня Чолокаева — Мелита Чолокашвили, 1927, Тбилиси, художественный музей.



Вдове художника был устроен царский прием, ее катали по городу в автомобиде "Чайка", и как водится, приставили сопровождающих в штатском. Однако полностью изолировать вдову художника от контактов не удалось, и Анна Степановна вскоре узнала, что портреты уже отправляются в различные периферийные музеи СССР. Обещания министра культуры СССР о том, что завещание художника будет в точности выполнено, оказались пустыми словами. Тогда она заявила, что забирает картины и пригрозила вмешательством принца Ренье. Упоминание принца Ренье подействовало, поэтому ей дали уехать и увезти с собой часть картин. Тридцать же картин, уже распределенных по музеям, остались в СССР.

Остаток своих дней, воспоьзовавшись гостепреимством князя Ренье, Анна Степановна провела в Монако, недалеко от княжеского дворца, в четырех залах которого был устроен музей Савелия Сорина.


После смерти принца Ренье III доступ зрителей к картинам был прекращен...


Resize of 3.68-A.S.Sorina-u-sebya-doma-v-Monakko


Шесть картин Сорина оказались в шахтерском городе Донецке на Украине, где есть небольшой художественный музей.



12.jpg

Портрет певицы


137-Kazachka-1937h.m.84X74Donetsk-N1361-899x1024

Казачка



22074.jpg

Портрет балерины Ирины Бароновой



silent-movie-actress-natalia-kovanko

Портрет актрисы немого кино Натальи Кованько.

Она была успешной соперницей Веры Холодной, успешно эмигрировала во Францию после 1917 года, успешно вышла замуж, но не перестала чувствовать себя чужой в чужой стране, где ее талант был никому не нужен, где никак не заводились новые друзья, а до старых – было дальше, чем до Луны.



52-Portret-artista-Luganskij-h.m-108x118.ot-Kornilovskoj-M.I.v-1962g.-1024x937

"Портрет артиста", Луганский художественный музей.



За картинами бережно следила бессменная сотрудница музея Татьяна Панова. Уже выйдя на пенсию, она написала книгу о музее, посвятив перипетиям с картинами Сорина целую главу, "Путешествие шедевров Сорина в донецкую "Третьяковку".



42.jpg




Полная информация о жизни и творчестве Савелия Сорина:

http://artforspb.ru/biografiya/nachalo/




36.jpg

Натюрморт Розы с сиренью, 1924

холст, масло, 60’5×93

Одной особенно яркой чертой у Сорина как человека было то, что он всегда безбоязненно и откровенно высказывал свои мнения. Если порой он бывал и зол в своих суждениях, то всегда это было умно и верно, но его никто не мог упрекнуть в какой-нибудь резкости: он обладал слишком большим тактом и деликатностью!

С Сориным бывало занятно поговорить и поспорить об искусстве и художниках, он много и многих знал, жаль, что не писал своих воспоминаний. Его рассказы об его учителе Репине бывали необыкновенно интересны.

И еще была у Сорина одна замечательная черта: он умел с достоинством носить звание художника и в этом был настоящий гран сеньор. А что он был при этом всем добрый товарищ и на редкость верный друг, что у него не было ни капли зависти к успеху других и что он готов был всегда и во всем помогать своим друзьям и близким.

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com