Marie (fleur_marie) wrote,
Marie
fleur_marie

Касьян Голейзовский
8.jpg

Скапино. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

Бумага с водяными знаками, гуашь, графитный карандаш, акварель, тушь, 41,7х33



Касьян Голейзовский родился в 1892 году. Его мать была артисткой балета Большого театра, отец - гастролирующим оперным певцом.

С 1900 учился в Московском театральном училище. В сезон 1906/1907 переведен в Петербургское театральное училище, которое окончил в 1909.

После окончания училища был зачислен в балетную труппу Мариинского театра, однако вскоре исхлопотал себе перевод в московский Большой театр. Служил в Большом театре с 1909 по 1918.

Более подробно о биографии Голейзовского можно почитать:

Д. Трускиновская http://www.belcanto.ru/goleyzovsky.html

Я хотела же напомнить, что всемирно известный балетмейстер, один из самых ярких мастеров Большого театра Касьян Ярославич Голейзовский был талантливым театральным художником и оставил значительное графическое наследие.

По воспоминаниям Голейзовского, в юности он обучался в школе живописи художника М.В. Леблана, практиковался в студии у Г.Б. Якубова и в скульптурной мастерской В. М. Попова, занимался прикладными искусствами; изучал английский, французский, польский и персидский языки; посещал драматические и режиссерские курсы в московской филармонии; обучался игре на скрипке и рояле у профессора Д. С. Крейна; участвовал в студенческих диспутах на общественные темы, писал стихи и стихотворные балетные либретто. Стихи Голейзовского печатались в журналах «Заря», «Артистический мир», «Театр». Составил стихотворный сборник «Светогроздья».


5.jpg

Шарж на актера В. Лихачёва (?), 1924   Картон, карандаш, коллаж, 35х34,3

Был одаренным художником, в ранние годы часто сам создавал эскизы костюмов и декораций к своим постановкам. В 1918 экспонировал свои работы на VII выставке Общества «Свободное творчество» в Москве. Был одним из организаторов (наряду с И. В. Алексеевым) выставки «Балет и танец», проходившей в мае 1921 в Москве. На этой выставке были представлены 35 эскизов балетных костюмов Голейзовского, а также плакаты. В выставке участвовали  А.Н. Бенуа, А.Я. Головин, И. В. Алексеев, П. Мак, С.В. Чехонин и др. Главную часть экспонатов составляли литографии, гравюры и фотографии; кроме того, на выставке были показаны старинные литографии и гравюры из частных коллекций, в основном И. В. Алексеева, Ю. А. Бахрушина и К. Я. Голейзовского.


7.jpg

Арлекин. Эскиз костюма к сюите концертных номеров «Маски» на музыку Б.Б. Бера. 1918

Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо. 48 х 35,5



6.jpg

Бандит. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

Бумага с водяными знаками, гуашь, графитный карандаш, акварель, тушь, лак. 41,6 х 32,6



12.jpg

В 1926 принял участие во второй выставке «Искусство движения» в Москве, организованной Хореологической лабораторией ГАХН, Ассоциацией ритмистов и Русским фотографическим обществом, экспонировал «Этюды движения», терракотовые фигурки балерин и фотоснимки постановок.


10.jpg

Старуха. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

Бумага с водяными знаками, гуашь, графитный карандаш, акварель, тушь, лак. 41,2 х 35,5

Собрание семьи К.Я. Голейзовского. Москва


20121207_2goleyzovsky.jpg

Коломбина. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919



20121207_3goleyzovsky.jpg

Арлекин. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919



20121207_9goleyzovsky.jpg

Танцующая пара, 1920-е

Картон, графитный карандаш, акварель, лак, ткань, коллаж. 35,2 х 29,8


17.jpg

Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919

Коломбина



18.jpg

Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919

Арлекин




19.jpg

Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919

Арапчонок



13.jpg

Эскизы костюмов к сюите концертных номеров «Маски». 1918



14.jpg

Эскизы костюмов к сюите концертных номеров «Маски». 1918



15.jpg
Эскизы костюмов к сюите концертных номеров «Маски». 1918


Вспоминает Асаф Мессерер: «В танце и через танец Голейзовский видел и облако, и орнамент, и строку стихотворения, и изгиб ветки, и тело, и полет стрекозы над голубой водой реки – всё пластическое пространство природы, в которой бодрствующая душа художника отыскивает поэзию и смысл там, где другие их не находят».





Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments