?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Nov. 29th, 2016

Касьян Голейзовский
8.jpg

Скапино. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

Бумага с водяными знаками, гуашь, графитный карандаш, акварель, тушь, 41,7х33



Касьян Голейзовский родился в 1892 году. Его мать была артисткой балета Большого театра, отец - гастролирующим оперным певцом.

С 1900 учился в Московском театральном училище. В сезон 1906/1907 переведен в Петербургское театральное училище, которое окончил в 1909.

После окончания училища был зачислен в балетную труппу Мариинского театра, однако вскоре исхлопотал себе перевод в московский Большой театр. Служил в Большом театре с 1909 по 1918.

Более подробно о биографии Голейзовского можно почитать:

Д. Трускиновская http://www.belcanto.ru/goleyzovsky.html

Я хотела же напомнить, что всемирно известный балетмейстер, один из самых ярких мастеров Большого театра Касьян Ярославич Голейзовский был талантливым театральным художником и оставил значительное графическое наследие.

По воспоминаниям Голейзовского, в юности он обучался в школе живописи художника М.В. Леблана, практиковался в студии у Г.Б. Якубова и в скульптурной мастерской В. М. Попова, занимался прикладными искусствами; изучал английский, французский, польский и персидский языки; посещал драматические и режиссерские курсы в московской филармонии; обучался игре на скрипке и рояле у профессора Д. С. Крейна; участвовал в студенческих диспутах на общественные темы, писал стихи и стихотворные балетные либретто. Стихи Голейзовского печатались в журналах «Заря», «Артистический мир», «Театр». Составил стихотворный сборник «Светогроздья».


5.jpg

Шарж на актера В. Лихачёва (?), 1924   Картон, карандаш, коллаж, 35х34,3

Был одаренным художником, в ранние годы часто сам создавал эскизы костюмов и декораций к своим постановкам. В 1918 экспонировал свои работы на VII выставке Общества «Свободное творчество» в Москве. Был одним из организаторов (наряду с И. В. Алексеевым) выставки «Балет и танец», проходившей в мае 1921 в Москве. На этой выставке были представлены 35 эскизов балетных костюмов Голейзовского, а также плакаты. В выставке участвовали  А.Н. Бенуа, А.Я. Головин, И. В. Алексеев, П. Мак, С.В. Чехонин и др. Главную часть экспонатов составляли литографии, гравюры и фотографии; кроме того, на выставке были показаны старинные литографии и гравюры из частных коллекций, в основном И. В. Алексеева, Ю. А. Бахрушина и К. Я. Голейзовского.


7.jpg

Арлекин. Эскиз костюма к сюите концертных номеров «Маски» на музыку Б.Б. Бера. 1918

Бумага, карандаш, акварель, гуашь, тушь, перо. 48 х 35,5



6.jpg

Бандит. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

Бумага с водяными знаками, гуашь, графитный карандаш, акварель, тушь, лак. 41,6 х 32,6



12.jpg

В 1926 принял участие во второй выставке «Искусство движения» в Москве, организованной Хореологической лабораторией ГАХН, Ассоциацией ритмистов и Русским фотографическим обществом, экспонировал «Этюды движения», терракотовые фигурки балерин и фотоснимки постановок.


10.jpg

Старуха. Эскиз костюма к балету-пантомиме «Арлекинада» на музыку С. Шаминад. 1919

Бумага с водяными знаками, гуашь, графитный карандаш, акварель, тушь, лак. 41,2 х 35,5

Собрание семьи К.Я. Голейзовского. Москва


20121207_2goleyzovsky.jpg

Коломбина. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919



20121207_3goleyzovsky.jpg

Арлекин. Эскиз костюма к неизвестной постановке. 1918–1919



20121207_9goleyzovsky.jpg

Танцующая пара, 1920-е

Картон, графитный карандаш, акварель, лак, ткань, коллаж. 35,2 х 29,8


17.jpg

Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919

Коломбина



18.jpg

Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919

Арлекин




19.jpg

Эскизы костюмов к балету «Арлекинада». 1919

Арапчонок



13.jpg

Эскизы костюмов к сюите концертных номеров «Маски». 1918



14.jpg

Эскизы костюмов к сюите концертных номеров «Маски». 1918



15.jpg
Эскизы костюмов к сюите концертных номеров «Маски». 1918


Вспоминает Асаф Мессерер: «В танце и через танец Голейзовский видел и облако, и орнамент, и строку стихотворения, и изгиб ветки, и тело, и полет стрекозы над голубой водой реки – всё пластическое пространство природы, в которой бодрствующая душа художника отыскивает поэзию и смысл там, где другие их не находят».





Comments

( 7 comments — Leave a comment )
sergej_manit
Nov. 30th, 2016 02:11 am (UTC)
Особенно хорош - Бандит !
- прямо Генрих VIII какой то :)

фильм посмотрю ещё... А пока думаю - хороший, но насколько самостоятелен? ...
Видно по работам кто его увлёк и куда - и Судейкин, и Бакст, и Билибин...
fleur_marie
Nov. 30th, 2016 07:11 am (UTC)
Фильм хороший, много старых съёмок. Я когда графику его искала, в сети очень мало информации, а последние картинки такие крохотные были, увеличила как могла, но качество теряется, а я в этом деле не очень то и знаю))
И по ходу дела нашла совсем мне незнакомые эскизы Бакста, а влияние безусловно очень и очень сильно. Удивило ещё как много и интересно работал он в годы революции.
sergej_manit
Dec. 1st, 2016 05:53 pm (UTC)
Много работал... а публикаций то совсем и не было о нём...
fleur_marie
Dec. 2nd, 2016 12:08 am (UTC)
Публикации… Может где-то в архивах и есть. А кто знает, что Голейзовский похоронен в Бёхово, что примерно в 2 км от Поленово. Здесь он в свое время приобрел домик.
На простом сельском кладбище находятся могилы К.Я. Голейзовского и его жены В.П.Васильевой.
На могиле Касьяна Ярославича стоит простой, деревянный крест и табличка с надписью))

Замечательно он сказал: «Но разве убережешься от человеческой подлости, зависти, фальши, её надо не замечать».
sergej_manit
Dec. 2nd, 2016 12:27 am (UTC)
Как же вдруг пришла мысль им заняться и собрать этот материал? ...
fleur_marie
Dec. 2nd, 2016 08:36 am (UTC)
Читала фрагменты книги Екатерины Максимовой («Мадам «Нет»», М.: АСТ-Пресс Книга, 2003). Там всплыло имя Никиты Голейзовского, сына известного хореографа Касьяна Голейзовского, заинтересовалась и начала искать.
Существует документальный фильм Юрия Альдохина «Хореографические образы Касьяна Голейзовского». Дата выпуска - 1990, он состоит из трех отдельных фильмов.
Второй фильм – «Воспоминания о Голейзовском», снят уже после смерти великого хореографа и начинается он с вида церкви и креста на могиле Голейзовского. И там о нем рассказывает сама Вера Петровна, показывает дом, показывает маски, которые мастерил Касьян Ярославич из дерева.
sergej_manit
Dec. 4th, 2016 12:32 am (UTC)
Ах вот что... Я историю хореографии плохо знаю...
Спасибо ещё раз!
( 7 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

Powered by LiveJournal.com