?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Собранье пёстрых глав


Цвет - это категория интеллектуальная, собрание символов и условностей. В аутентичных библейских текстах и первых греческих переводах нет обозначения цветов. Они появляются позднее. Арамейское слово «богатый» на латинский язык переводилось как «красный». «Грязный» превращается в «серый» или «чёрный», «восхитительный» стал «пурпурным». Наше восприятие цвета меняется по совокупности причин, в разные эпохи мы видим разные цвета. Гёте говорил: «Платье красное, если я таковым его вижу». Живопись старых мастеров никогда уже не предстанет перед нами такой, какой она виделась современникам Рембрандта, Рубенса или Боттичелли: восприятие света и тени с тех пор глобально изменилось. Это не значит, что изменился глаз человека, просто наши предки наполняли цвета иным смыслом. Теперь уже достоверно известно, что каждый цвет имеет свою историю, географию и даже философию. Различают шесть основополагающих тонов: синий, красный, белый, зелёный, чёрный и жёлтый.

Самым ценимым до сих пор остаётся синий и его оттенки. Согласно исследованиям, проведённым ещё в 1890 году, он оказался любимым в равной степени мужчинами и женщинами и во всех концах света: на Сицилии, в Нью-Йорке, Париже и даже Новой Зеландии. Одни лишь японцы предпочли ему красный. А ведь примерно до XII века особой любви к синему никто не испытывал. Римляне считали его варварским цветом, пришедшим вместе с германскими племенами севера. Огромным недостатком для древнеримской женщины было иметь голубые глаза, а мужчина с таким цветам  глаз и вовсе становился посмешищем. В раннем средневековье вдруг обнаружилось, что христианский бог - это бог света, а свет имел голубую окраску. Богородицу стали представлять в голубых одеждах. Короли провозгласили себя божьими посланцами на земле, и одежда королей тоже стала голубой. Даже Реформация, ополчившаяся на жизнерадостные цвета, голубой приняла наравне с белым, серым, чёрным и коричневым. Расцвет светло-синего наступил в эпоху Просвещения, особенно его полюбили романтичные немцы. Страдания юного Вертера превратили синий в символ меланхолии.

Зато зелёный был и остаётся самым многоликим и загадочным. В своём трактате о цвете Гёте считает что зелёный успокоительно действует на нервную систему. Некоторые его соотечественники, наооборот, считали зелёный цвет признаком эксцентричности. Для многих он почему-то превратился в символ банальности. Учёные же полагают, что это цвет - «не в фокусе». Его нельзя чётко охарактеризовать, он размыт. Видимо, поэтому есть люди, которые его не любят и боятся. В венецианских казино XVI века карты впервые стали раскладывать на зелёном сукне, и во все последующие времена азартные игры ассоциировались с зелёным. Он заслужил репутацию цвета, от которого зависят везение и невезение, случай, судьба…

Страстный красный. Некогда он символизировал запретный грех, но при венчании невесты облачались в «богатые» красные платья. Для протестантов красный аморален, для Ватикана же это цвет кардинальской сутаны. Сначала он считался сугубо мужским - знаком власти и войны; женщины, наоборот, по примеру Богоматери, одевались в светло-синее. XVI век, религиозные войны кардинально изменили мироощущение: отныне менее броский, спокойный синий чаще встречается в мужском платье, а чувственный красный отдан женщинам. Красный - это и цвет праздника, и цвет революции, крови…

Увлечение Востоком не изменило предвзятого отношения к жёлтому цвету, несмотря на то, что в Китае он считается  самым благородным, обозначает мудрость, власть, богатство. Носить жёлтые одежды разрешалось лишь императору. До прихода христианства в Европу римляне относились к нему толерантно, жёлтый был принят на свадебных церемониях, но средневековье превратило его в символ предательства: Иуда на картинах всегда в жёлтом. Этим же цветом выкрашивали дома фальшивомонетчиков. Считается, что каждый из шести основных цветов двойственен, несёт в себе как положительные черты, так и отрицательные; жёлтый оказался для европейцев единственным цветом, не наполненным никаким положительным смыслом. На протяжении веков желтизна была признаком нездоровья, осени и умирания природы. В XIX веке за жёлтым окончательно закрепилась слава цвета измен и обмана. На карикатурах обманутых мужей рисовали в жёлтых штанах или вешали на них жёлтый галстук. Только с появлением  подсолнухов Ван Гога жёлтый был немного реабилитирован, а абстрактное искусство XX века ввело его в повседневный обиход. Расцвет жёлтого наступил в беспечные 70-е годы прошлого века, когда всё окрасилось в цвета солнца. Однако задор молодости прошёл, и жёлтого цвета европейцы снова старательно избегают.

Несмотря на все модные веяния, символами элегантности, хорошего тона, истинной роскоши остаются два цвета - чёрный и белый, а также приглушённые полутона. Социологи предостерегают от чёрно-белой монотонности, которая не даёт развиваться вкусу, и не советуют перебарщивать с многоцветьем.

Запомните главное - избыток цвета убивает цвет.

Текст: Суррия Садекова

Tags:

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com