?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ИРЖИ ТРНКА

JIRI TRNKA

Иллюстратор, 1968, Чехословакия



Иржи Трнка ( Jiri Trnka) , 1912 - 1969 - чешский художник, книжный иллюстратор, сценарист и режиссёр-мультипликатор, скульптор.

Его школьным учителем рисования был Йозеф Скупа, крупнейший чешский кукольник, создатель знаменитых Спейбла и Гурвинека, основатель и руководитель первого профессионального кукольного театра в Чехословакии. Скупа и привел Трнку в кукольный театр. Он и в дальнейшем не оставил ученика: в 1928 Скупа помог ему перебраться в Прагу и поступить в Художественно-промышленное училище.



В 1935 Иржи Трнка, закончив учебу, основал Деревянный театр, где был и автором, и постановщиком пьес, и художником-декоратором, и кукольным мастером, и кукловодом… После закрытия театра, просуществовавшего всего год, Трнка пробовал себя в мультипликации, занимался живописью и книжной графикой, а в 1945 стал руководителем студии «Братья в трико» и сам поставил несколько рисованных фильмов — «Посадил дед репку», «Подарок», «Попрыгунчик и эсэсовцы» (все — 1945), «Животное и разбойники» (1946, премия на МКФ в Канне).

Но в 1946 Иржи Трнка покинул студию рисованных фильмов и, основав новую студию, занялся кукольной мультипликацией. Первым его полнометражным фильмом был «Шпаличек» (Spalicek, 1947). Это чешское слово означает маленькую толстую книжку; так называлось собрание рисунков к народным песням и поговоркам любимого художника Трнки - Миколаша Алеша. Фильм состоит из шести эпизодов или новелл, несвязанных ни сюжетом, ни сквозными героями: его называли «своеобразной энциклопедией сельской жизни, народного быта, труда, празднеств, обрядов, легенд, поверий и песен».

В 1947 Трнка передает руководство студией в руки Эдуарда Гофмана и до 1959 занимается только созданием фильмов. После постановки в 1959 полнометражного фильма «Сон в летнюю ночь» (главная премия за неигровой фильм на МКФ в Канне, приз на МКФ в Венеции) по пьесе Шекспира, Трнка постепенно отходит от кинематографа. Он еще поставил несколько фильмов, но основными его занятиями в конце жизни стали книжная иллюстрация и деревянная скульптура.

Последний свой фильм «Рука» Иржи Трнка снял в 1965.

Главную звезду чешской анимации долгое время возвеличивали на Западе как борца за свободу и противника коммунистического режима. В итоге его визитной карточкой стал последний фильм «Рука»(1965), где речь идет о художнике, пытающемся противостоять власти. Этот фильм получил четвертое место в сотне лучших анимационных фильмов, выбранных на Первой Олимпиаде искусств, проходившей в 1984 году в Лос-Анджелесе в рамках XXIII Олимпийских игр. Такой славе способствовала и биография самого Трнки, которая во многом повторила историю его героя, замученного Рукой, а затем удостоенного почетных похорон. Таковые пришлись и на долю мастера, который всю жизнь сталкивался с цензурными запретами, а в 1969 году был почетно препровожден своим государством в последний путь. Впрочем, несколько месяцев спустя Трнка все равно будет вычеркнут из списка национальных художников, а фильм «Рука» окажется на полке, где пролежит долгие 20 лет.

Для самого Трнки главным фильмом жизни был «Сон в летнюю ночь», который делался четыре года и не имел ни малейшего успеха. Соотечественники Трнки критиковали фильм за то, что он был далек от рабочего класса, будучи образцом l’art pour l’art (искусство ради искусства). Да и зрители Каннского фестиваля, где фильм был представлен в 1959 году, ожидали, видимо, чего-то более злободневного. Между тем в «Сне» Трнка совершил прорыв, который оценили только десятилетия спустя – он изменил саму природу кукольного кино, научив материю хрупкости и невесомости. Она у него буквально теряет свою вещественность. Его «Сон» почти лишен текста – заставлять кукол разговаривать Трнка считал сущим варварством, — зато наполнен музыкой, утонченной хореографией и поэзией. Великолепные ли декорации тому причиной, искусство оператора или пластика героев, но в фильме нет и намека на привычную для кукольного кино вещность. Хрупкие девушки так романтичны и изящны, лесные духи так нереальны и таинственны, пейзажи так волшебны, что даже шекспировская ирония уходит на второй план, уступая место мягкой лирике.

Этот фильм заметно выделяется на фоне остальных работ Трнки, который в целом предпочитал легкие жанровые картины. Под стать своим сюжетам делал Трнка и кукол – совершенно непохожих на людей, примитивных, неповоротливых, зачастую лишенных мимических возможностей. Его фильмы рассказывают не столько о людях, а о куклах, которые пытаются вести себя, как люди, а потому нелепы и смешны. Но в комедиях Трнки, вместе с тем, достаточно лирики. И если главным фильмом чешского режиссера стал «Сон в летнюю ночь», то, пожалуй, лишь потому, что Трнке так и не удалось воплотить свою заветную мечту. Власти запретили ему ставить «Дон Кихота».

Сейчас такие мультфильмы кажутся  нам неинтересными. Мы уже испорчены  диснеевскими спецэффектами и злыми героями Шрека….

Trnka любил сказки и достиг высот в иллюстрациях к ним. Работая над сказками Андерсена, он сочетал детскую простоту с классическим изяществом и театральными эффектами, демонстрируя исключительно индивидуальное отношение к цвету. Иллюстрации к сказкам братьев Гримм выдержаны в стиле народного юмора, а в "Тысяче и одной ночи" — яркие цветные картинки, прекрасные образцы персидского стиля. Многие свои книги художник украшал изысканно отделанными буквицами.

В 1963 году  Jiri Trnka  было  присвоено  звание  Народный  артист  Чехословакии.

Умер художник в 1969 году в Праге.


А здесь можно посмотреть Андерсена и Братья Гримм  “Сказки”


Tags:

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com