Marie (fleur_marie) wrote,
Marie
fleur_marie

Categories:

«Собрание А.В. Морозова: фарфор, керамика, стекло»




VFL.RU - ваш фотохостинг

Москва, Кусково, 25 января — 14 октября 2019г.

Спустя ровно 100 лет после национализации коллекций русского искусства московского собирателя Алексея Викуловича Морозова (1857 - 1934), музей впервые обратился к выставочному проекту, призванному отдать дань одному из выдающихся деятелей отечественной культуры. Его имя долгое время оставалось «в тени» известных меценатов Морозовых и заслуги его в художественной истории России до сих пор не получили достойной оценки.




Алексей Викулович Морозов родился 5 октября 1857 года в купеческой старообрядческой семье. Он был старшим сыном почётного потомственного гражданина, мануфактур - советника Викулы Елисеевича Морозова (1829 - 1894) и принадлежал к четвёртому поколению владельцев крупных текстильных предприятий и к одной из ветвей знаменитого рода Морозовых. В 1894 году, после смерти родителей, Алексей Викулович, будучи старшим сыном в семье, стал во главе «Товарищества мануфактур Викула Морозов с сыновьями». Но уже в 1900 году он передал дело брату Ивану Викуловичу  и посвятил свою жизнь составлению собраний русской старины исторического и художественного значения.


VFL.RU - ваш фотохостинг

В.А. Серов

Портрет А.В. Морозова, 1909 г.

Бумага на картоне, гуашь, пастель, акварель, белила, сангина, цветной карандаш

Национальный художественный музей Беларусь, Минск

(Копия)

Основных направлений его собирательства было три: русские гравированные портреты, иконы и русский фарфор. Морозовская коллекция фарфора стала одной из лучших в Москве.

Коллекция собирателя располагалась в его доме № 21 во Введенском переулке (ныне Подсосенский переулок) Яузской части Москвы. Главной целью Морозова было создание на основе коллекции музея и последующая его передача городу Москве. Однако работы по устройству музея прервались в связи с начавшейся Первой мировой войной, а затем революционными событиями.

19 декабря 1918 года собрание А.В. Морозова было национализировано, и уже в следующем году в особняке был открыт Музей русской художественной старины. После передачи коллекций икон, гравюр и серебра в крупнейшие музеи Москвы, он был переименован в Музей фарфора, и А.В. Морозов был его пожизненным хранителем. За годы работы в музее он заведовал отделом русского фарфора, руководил экскурсионной работой, изучал коллекцию. Алексей Викулович Морозов умер в Москве 2 декабря 1934 года. Ещё при его жизни музей был переименован в Государственный музей керамики (1929 год) и в 1932 году переведён в усадьбу Кусково. В 1920-1930 годы в состав музея керамики вошли и другие частные коллекции, но собрание Алексея Викуловича до сих пор остаётся самым крупным из них и является фондообразующим для музея.

Всего в коллекции фарфора Морозова было около 2600 предметов. Примерно 500 из них было передано другим музеям в конце 1920-х и в 1930-е годы. На выставке представлено почти две тысячи экспонатов начиная с середины XVIII века и до начала XX. Не будет преувеличением сказать, что основные разделы фарфорового собрания Морозова — русский фарфор, керамика и стекло — впервые показывают в максимальном объеме.

Архив Морозова был практически уничтожен анархистами, ворвавшимися к нему в дом в 1918 году. Сохранились лишь какие-то отдельные материалы. На выставке можно увидеть книгу с научным описанием части коллекции, которое сделал сам коллекционер.

Сохранился архивный источник — небольшая тетрадь с названием «Замечательные вещи из собрания А.В. Морозова». На всех этикетках выдержки из этой тетради — рассказы об обстоятельствах приобретения предметов, комментарии Морозова относительно их атрибуции.

Ведётся работа над каталогом. Автором каталога фарфоровой части будет Татьяна Александровна Мозжухина, один из лучших специалистов по фарфору в нашей стране. Работая в Кускове, она посвятила жизнь изучению русского фарфора и коллекции Морозова.



VFL.RU - ваш фотохостинг


Невозможно пройти мимо фигур из знаменитой серии «Народы России». Её история началась при Екатерине II, в последней трети XVIII века, с известного скульптора Жан-Доминика Рашетта. Он готовил модели по иллюстрированному описанию народов Российской империи и их традиционной одежды, составленному немецким этнографом Иоганном Георги. Позднее Рашетт дополнил серию фигурами торговцев и ремесленников. Второе рождение серия «Народы России» пережила при Николае II, когда за модели взялся скульптор Павел Каменский. Известно более 70 фигур, ставших последней масштабной серией скульптурных работ Императорского фарфорового завода (ИФЗ). Ценно, что у Морозова многие фигуры «Народов России» составлены по парам — мужская и женская.



Фигуры из серии «Народы России» по моделям Ж.-Д. Рашетта.
Императорский фарфоровый завод. 1780-1790-е



Фигуры из серии «Народы России» по моделям Ж.-Д. Рашетта.
Императорский фарфоровый завод. 1780-1790-е




Фигуры из серии «Народы России» по моделям Ж.-Д. Рашетта.
Императорский фарфоровый завод. 1780-1790-е


Еще один хрестоматийный образ — чернильный прибор, выпускавшийся на заводе Попова. В среде коллекционеров он получил название «Иван Грозный и Борис Годунов, играющие в шахматы». Этот сюжет одно время был довольно популярен в русской культуре благодаря легенде, согласно которой Иван Грозный скончался во время этой партии.


Два шедевра русского фарфора 1900-х годов — статуэтки «Дама с маской» и «Влюбленные». Они были созданы известным художником Серебряного века Константином Сомовым. Сотрудничество с мастером такого уровня стало для ИФЗ началом весьма успешного эксперимента по привлечению живописцев, ранее не имевших дела с фарфором. Сомов сделал для завода только три скульптуры. Настоящим раритетом стала третья, «На камне», 1906 года, потому что ее не пустили в производство. Морозов сумел разыскать одну из пяти авторских моделей, раскрашенных лично художником. Она обошлась коллекционеру в 500 рублей, примерно полмиллиона по современным меркам.


VFL.RU - ваш фотохостинг

Скульптура «На камне»

Модель и роспись К.А. Сомова

Императорский фарфоровый завод, 1906 г.

Фарфор, надглазурная роспись

«Эта небольшая группа куплена мною у Н.П. Рябушинского за 500 р. По его словам она по модели  К.А. Сомова, выпущена лишь в трёх экземплярах, причём сам художник все их раскрашивал и следил за обжигом. Сам Н.П.Р. получил её в подарок от Сомова».


Еще одна очень известная фарфоровая серия — «Волшебный фонарь» 1829–1830 годов — появилась благодаря одноименному сборнику гравюр художника первой половины XIX века Капитона Зеленцова. В него вошли изображения «расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображённых верной кистью в настоящем их наряде». Морозову удалось собрать несколько вариантов скульптуры в разных росписях.





В последнем зале собраны редкие образцы керамики и художественного стекла. Крайне любопытный экземпляр с секретом — фаянсовая чернильница завода Ауэрбахов в виде гробницы Наполеона. Внутри находится рельефное изображение лежащего на смертном одре великого корсиканца, которое можно увидеть, если снять крышку и вытащить емкость для чернил.

Настоящий раритет — четыре швейцарских витража XVI–XVII веков с изображением библейских сюжетов и гербов. Они могли быть сделаны для городской ратуши или залов судов. Заказчиком одного из них, судя по подписи, был городской казначей.



«Монах со снопом»

Вот какую запись оставил об этом экземпляре Морозов: «Редкая фигура монаха, несущего на спине спрятанную в снопе девушку. Мне кажется, она была сработана Гарднером ранее наделавшей столько шуму фигуры Николая Храпунова и дала ему тему для его почти лубочной фигуры». Он датировал это приобретение 1790–1800 годами.

Такие шуточные статуэтки выпускали на заводах Гарднера и Храпунова-Нового. В 1820-е годы из-за них разгорелся скандал: один из саратовских архимандритов возмутился, увидев фигурку на ярмарке. Дескать, негоже изображать монашеский чин вместе с девушкой, которую он куда-то несет с непонятными целями. Местные власти к духовному лицу не прислушались, тогда он пожаловался в Сенат. Дело дошло до Александра I, который повелел прекратить выпуск фигурок и уничтожить все, что уже сделаны. Так на «Монаха со снопом» обратили пристальное внимание коллекционеры.



VFL.RU - ваш фотохостинг

Скульптура «Водоноска» («Крестьянка с коромыслом»)

Завод Гарднера, вторая половина 1810-х гг.

Фарфор, надглазурная роспись, матовое крытье, золочение, цировка

«Очень интересна по раскраске голубого матового сарафана золотыми цветами. Широкая кайма подола расписана миниатюрно-тонко разноцветным узором в виде тюльпанов, очень популярным рисунком восточного происхождения. Эта фигура была продана в 1912 г. одному из антикваров Леонтьевского пер. какой-то кухаркой за 6 р. и потом, переходя из рук в руки, дошла до меня за 135 р.»



VFL.RU - ваш фотохостинг

Чернильный прибор «Крестьянин верхом на лощади»

Завод Гарднера, 2-я половина 1820-х гг.

Фарфор, надглазурная роспись, матовое крытье, золочение, цировка

Чашка с изображением герба

Завод Гарднера, вторая четверть XIX в.

Фарфор, надглазурная роспись, золочение

«Два варианта раскраски. Лошадь скопирована с фигуры Мейсенского фарфора (Bauer zu Bferd) модели Кендлера около 1735-40 г. Фигура русского крестьянина, вместо немецкого, сделана самостоятельно и прибавлена дуга на хомуте. Фигура Мейсенского завода воспроизведена в кн. Meissner porzellan Won Willy Doenges.1907 сн. (Авв.)-24. Эта фигура-чернильница интересна, как изображение крестьянина той эпохи в обстановке тяжёлого труда. Тощий, бедно одетый сидит он на впряжённой лощади в понурой позе утомлённого тяжёлой работой человека. Такие фигуры в эту эпоху были очень редки: русское крестьянство изображалось более всего в спокойных позах жизнерадостных людей, или же пляшущими и играющими на балалайках».

«Чашка эта была куплена Н.П. Рябушинским на аукционе в Стокгольме в 1914 г. и по сведениям каталога принадлежала королю шведскому Густаву IV Адольфу, которому была подарена во время его пребывания в СПБ в 1976 г., когда он приезжал на помолвку с В. кн. Александрой Павловной. Блюдце утеряно в период изгнания анархистов из особняка в апреле 1918 г., занявших его по мандату, выданному Малиновским в начале марта 1918. Караулы, охранявшие дом, сменялись ежедневно и после каждого караула пропадали те или другие вещи. Так была украдена елизаветинская табакерка…»



Скульптура «Женщина, моющая голову»
Середина 19 века. Завод Гарднера




Кувшин с изображением охотничьих трофеев («Битая дичь»)
Завод Гарднера, 1830-е.



Завод братьев Корниловых «Чайный прибор», 1843-1861-е


Завод Попова. 1830-1850-е




Завод Попова. 1830-1850-е




Завод Новых. 1820-1850-е



VFL.RU - ваш фотохостинг

Скульптурная группа « Собака на голове вепря»

Казённый фаянсовый завод в Петербурге, 1761 г. (?)

Майолика, рельеф

«Куплена у Н.С. Какурина в 1911 г. Он взял недорого, около 400 р. и предлагал мне за неё вдвое».


VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг

Самовар

Императорский фарфоровый завод

Середина XIX в.

Фарфор, металл, надглазурная роспись, золочение



VFL.RU - ваш фотохостинг

Чашка с блюдцем с рельефным портретом Александра I

Ок. 1815 г.

Фарфор, лепка, надглазурное матовое крытье и роспись, золочение, цировка.


VFL.RU - ваш фотохостинг

Чашка с блюдцем с изображением европейских пейзажей

Начало XIX в.

Фарфор, надглазурная роспись, золочение



VFL.RU - ваш фотохостинг

Чашка с блюдцем с портретом А.В. Суворова

1810-1820-е гг.

Фарфор, бисквит, рельеф, надглазурное матовое крытье и роспись, золочение, цировка.


VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг

Завод Миклашевского

1. Ваза с декором в виде виноградных лоз

Середина XIX века

Фарфор, лепка, рельеф, надглазурная роспись, золочение

2. Вазы-ритоны

Середина XIX века

Фарфор, рельеф, надглазурная роспись, золочение

3. Вазы с декором в виде переплетённых листьев, лепных бабочек и цветов

Середина XIX века

Фарфор, лепка, надглазурная роспись, золочение



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг




VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг



VFL.RU - ваш фотохостинг

Сервиз—«эгоист»

С «ситцевым» рисунком из роз, незабудок и золочёных веточек

Императорский фарфоровый завод, конец 1780-х — 1790-е гг.

Фарфор, надглазурная роспись, золочение

«Куплен у Какурина в 1910 г».


















VFL.RU - ваш фотохостинг

Ваза

С фигурами двух сидящих амуров, гирляндами лепных цветов и медальоном с рельефным портретом Екатерины II в образе Минервы (по медали И.Г. Вехтера)

Модель Ж.- Д Рашетта

Императорский фарфоровый завод, 1780-е гг.

Фарфор, лепка, рельеф

«Куплена у Какурина в 1911 г. За 1000р.»



VFL.RU - ваш фотохостинг





















Илья Евграфович Бондаренко, занимаясь храмозданием у староверов, интересовался разными аспектами жизни и быта своих заказчиков и купечества в целом. В своих мемуарах он посвятил им целые главы. В отдельной главе Бондаренко рассказывает о таком увлечении купечества, как собирание коллекций — икон, книг, произведений искусства, народного творчества и т.д.

АРХИТЕКТОР БОНДАРЕНКО: КОЛЛЕКЦИЯ АЛЕКСЕЯ МОРОЗОВА https://vk.com/@morozov_club_oz-arhitektor-bondarenko-kollekcii-alekseya-morozova

Tags: А.В. Морозов, выставка, музей-заповедник Кусково
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments