Marie (fleur_marie) wrote,
Marie
fleur_marie

Categories:

Выставка «Фарфор в России: истоки и традиции.  К 300-летию Дмитрия Виноградова (1720 — 1758)»
(Часть II)


Мужик точит косу

Фабрика Тереховых и Киселёва, село Речицы Бронницкого уезда

Середина XIX века

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Разносчик рыбы

По гравюре из издания «Волшебный фонарь»

или Зрелище С.—Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников…» (СПБ, 1817)

Мануфактура Гарднера, Вербилки

Первая половина XIX века

Фарфор, роспись надглазурная

Чернильница

Завод А.Г. Попова, село Горбуново Дмитровского уезда

Середина XIX века

Фарфор, рельеф, роспись надглазурная, позолота

Лакей

По гравюре из издания «Волшебный фонарь»

или Зрелище С.—Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников…» (СПБ, 1817)

Мануфактура Гарднера, Вербилки

Первая четверть XIX века

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Табакерка

Город Лилль, Франция

Вторая половина XVIII века

Фаянс, металл, роспись надглазурная, золочение

Вазочка

Завод А.Г. Попова, село Горбуново Дмитровского уезда

Середина XIX века

Фарфор, роспись надглазурная, золочение




Венера, обрезающая крылья Амуру

Чернильница

Завод А.Т. Сафронова

Первая половина XIX века

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Пряха

По гравюре из издания «Волшебный фонарь»

или Зрелище С.—Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников…» (СПБ, 1817)

Завод Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова, Вербилки

Конец XIX века

Бисквит, роспись

Сбитенщик

Мануфактура Гарднера, Вербилки

Вторая четверть XIX века

Фарфор, глазурь, отливка

Крестьянин на привале

По гравюре из издания «Волшебный фонарь»

или Зрелище С.—Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников…» (СПБ, 1817)

Завод Товарищества производства фарфоровых, фаянсовых и майоликовых изделий М.С. Кузнецова, Вербилки

Конец XIX века

Бисквит, роспись

Играющие дети

Завод А.Г. Попова, село Горбунова Дмитровского уезда

Вторая половина XIX века

Фарфор, роспись надглазурная, золочение




Путти около очага

Королевская Фарфоровая мануфактура, город Мейсен, Саксония, Германия

Около 1760

Фарфор, роспись надглазурная, позолота

Вазочки для цветов

ИФЗ, Санкт-Петербург

1860 - 1870

Фарфор, крытье, роспись надглазурная, золочение

Ваза с крышкой

Завод А.Г. Попова, село Горбуново Дмитровского уезда

Середина XIX века

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Меркурий

Берлин, Германия (?)

Около 1832

Фарфор, роспись надглазурная, позолота



В XVIII веке изделия из фарфора — редкого и экзотичного тогда материала — сразу стали объектами коллекционирования. Крупные вазы, плакетки (декоративное панно) использовались как элементы оформления многих интерьеров. Но истинным проявлением страсти собирателей были фарфоровые кабинеты — небольшие помещения, оформленные скульптурными группами и композициями из фарфора, а также отдельными фигурами, размещёнными на полочках-консолях. В подражание росписям по фарфору цветовую гамму таких кабинетов делали достаточно разнообразной и сочной.

В России самые известные фарфоровые кабинеты, дошедшие до наших дней, — это петровский в Монплезире и екатерининский в Ораниенбауме.  В них собраны сотни фарфоровых предметов высочайшего художественного уровня: от древнейших образцов китайского или японского искусства до изящных статуэток, коробочек для сладостей и мелочей, табакерок, курительных трубок, созданных в XVIII веке.

В аристократических домах фарфоровую коллекцию могли размещать не в отдельных комнатах, а в специальных шкафах или в так называемых буфетах — нишах в стенах столовых комнат. Главные сокровища хранили в шкафах-поставцах и в ящичках мебельных кабинетов, из них выстраивали композиции в стеклянных шкафчиках-горках и на консольных столиках. Статуэтки и мелкую пластику размещали в шкафах-консолях и на каминных полках, а также использовали в украшении банкетных столов. Эти фарфоровые безделушки (в XVIII столетии так именовали вещи неутилитарные, но всё же ценные для владельцев) стали своеобразными памятниками своей эпохи.

В среде коллекционеров в XVIII веке особо ценились предметы в стиле шинуазри (от фр. chinoiserie), или «китайщина». Китай тогда находился на пике своего могущества. Китайская политическая система казалась европейцам разумной и логичной, многие считали её образцом для подражания. Безусловно, Китай привлекал также своей удалённостью от европейского мира и экзотичностью. Европейцы настолько были увлечены им, что создавали в своих поместьях и дворцах павильоны и кабинеты в китайском стиле. Конечно, это были скорее фантазии на тему Китая, мало напоминающие настоящие китайские постройки. В фарфоре стиль шинуазри особенно ярко проявился в росписи с использованием мотивов и орнаментов, присущих средневековому китайскому искусству.




Тарелка с росписью шинуазри

Завод братьев Гулиных, деревня Фрязино Богородского уезда

1840-е

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Роспись на тарелке выполнена в подражание росписям на средневековых китайских блюдах




Сервиз «Вседневный» или «С розанами» создан по заказу Екатерины II




Предмет из сервиза «Вседневный» или «С розанами»





Предметы из сервиза «Вседневный» или «С розанами»





Подстановочная тарелка из «Орденского» сервиза

ИФЗ, Санкт-Петербург

Вторая четверть XIX века

Фарфор, роспись надглазурная, золочение



Тарелка

ИФЗ, Санкт-Петербург

1790-е

Фарфор, роспись надглазурная, позолота

В овальном медальоне – монограмма князя Константина Павловича



Десертная тарелка с изображением орденов Российской империи ИФЗ, Санкт-Петербург

1847

Фарфор, крытьё, роспись золотом, надглазурная роспись, золочение

Тарелка выполнена в дополнение к «Орденскому» десертному сервизу произведенному в 1845 году на мануфактуре «Джон Роуз и К» в Коулпорте (графство Шропшир, Англия) и подаренному Николаю I в ознаменование его официального визита в Британию, который он совершил в 1844 году



Чашка

Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург

1823

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

На тулове чашки изображена муза астрономии Урания и календарь



Фрагмент блюдца

Императорский фарфоровый завод, Санкт-Петербург

1823

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

На блюдце изображен календарь и схема Солнечной системы



Угорь

Автор модели и росписи Павел Кожин

Дулёво

1957 - 1964

Фарфор, роспись подглазурная



Рыба-луна

Автор модели Павел Веселов

Автор росписи Виктор Жбанов

Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова

1974 - 1976

Фарфор, роспись подглазурная



Сервиз «Кобальтовая сетка»

Автор росписи Анна Яцкевич

Автор формы Серафима Яковлева

Ленинградский фарфоровый завод имени М.И. Ломоносова

1950-е

Фарфор, роспись кобальтом, роспись золотом, роспись надглазурная, роспись подглазурная, роспись надглазурная золотом

Subscribe

  • АНДЕРСЕН

    Он написал стихотворение “Старый холостяк“ в 1833 году, когда ему было всего лишь двадцать восемь лет, он не был еще…

  • (no subject)

    В Дании найдена рукопись, возможно, самой ранней сказки Андерсена Самое раннее из известных произведений датского писателя-сказочника Ганса…

  • СКАЗКА О ЖЕНАХ - АНДЕРСЕН (стихотворение)

    Стихи Андерсена имеют широкий диапазон тем, разную глубину, представляют различный социальный интерес. Они были написаны в конце длинной, и такой…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments