Marie (fleur_marie) wrote,
Marie
fleur_marie

Categories:

Выставка «Фарфор в России: истоки и традиции.  К 300-летию Дмитрия Виноградова (1720 — 1758)»
(Часть I)

Ваза с крышкой в виде букета цветов

Королевско-саксонская фарфоровая мануфактура,

город Мейсен, Саксония, Германия

Последняя четверть XIX века

Фарфор, лепка, роспись надглазурная, позолота



Выставка приурочена к юбилею создателя русского фарфора Дмитрия Ивановича Виноградова.

Кураторы проекта

Светлана Парчак, Александра Стёпина

Дизайнер

Нана Абдрашитова

Фарфор на выставке предстаёт как элемент придворного и частного быта. В разных залах экспозиции воссоздается атмосфера фарфоровых кабинетов, менажерий, буфетных, парадных столовых.

Всего на выставке представлено более 300 экспонатов, многие из них демонстрируются впервые.

На выставке представлены предметы

из фондов музея-заповедника «Царицыно»,

а также из собраний Павла Андреева, Валентина Розанова, Людмилы Романовой, Виктора Ситникова



Скульптура "Дмитрий Виноградов"

Автор формы: Глеб Борисович Садиков (род. 1932);

автор росписи: Лидия Ивановна Лебединская (1908–1983).

Ленинградский фарфоровый завод. 1969. Фарфор, роспись надглазурная, золото. Из коллекции П.Ю. Андреева


Пасхальное яйцо

Автор формы и росписи Дмитрий Иванович Виноградов (1720–1758)

Невская порцелиновая мануфактура, Санкт-Петербург

1744–1758


Скульптура «Михаил Ломоносов»

Автор формы: Глеб Борисович Садиков

Автор росписи: Лидия Иванована Лебединская

ЛФЗ, 1969

Фарфор, роспись надглазурная, золото

Из коллекции П.Ю. Андреева


Щекотливая ситуация

Автор модели Иоганн Иоахим Кендлер

Императорский фарфоровый завод

1840-е — начало 1850-х

Фарфор, роспись надглазурная, золочение


Туалетная коробочка «Для души»

Автор формы Татьяна Линчевская

Автор росписи Капитолина Косенкова

ЛФЗ, 1980-е

Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом, позолота, цировка

Ладушки

Автор модели Галина Столбова

ЛФЗ, 1972 - 1986-е

Фарфор, роспись надглазурная

Туалетная коробочка «Август»

Автор роспис Владимир Богданов

ЛФЗ, 1994

Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка

Любит — не любит

Автор модели Галина Столбова

ЛФЗ, 1960-е

Фарфор, роспись надглазурная




Туалетная коробочка «Щеголиха»

Автор формы Ольга Богданова

Дулево, 1984

Фарфор, роспись надглазурная, позолота

Туалетная коробочка «Роза»

Автор формы Татьяна Линчевская

Автор росписи Лариса Григорьева

ЛФЗ, 1980-е

Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом, позолота, цировка




Туалетная коробочка «Бабье лето»

Автор росписи Владимир Богданов

ЛФЗ, 1994

Фарфор, роспись надглазурная, позолота, цировка




Вазочка «Мальвы»

Автор росписи Надежда Вишневская

ДФЗ Вербилки, 1950

Фарфор, роспись надглазурная

Пушкин за работой

Чернильница

Автор модели Наталья Данько

ЛФЗ, 1936

Фарфор, роспись надглазурная, позолота

Татьяна и Онегин

Автор модели Василий Стамов

Автор росписи Елизавета Лупанова

ЛФЗ, 1949

Фарфор, роспись золотом

Туалетная шкатулка «Спящая белочка»

Автор формы и росписи Алексей Сотников

Дулево, 1956

Фарфор, крытье кобальтом, роспись подглазурная, позолота

Вазочка «Лиственница»

Автор росписи Надежда Вишневская

ДФЗ Вербилки, 1950-е

Фарфор, роспись




Шкатулка «Городок»

Автор формы Нина Малышева

Автор росписи Маргарита Шепелева-Кожина

Дулево, 1955

Фарфор, рельеф, роспись, позолота

На крышке — скульптурное изображение Московского Кремля








Шкатулка

Автор формы и росписи Инна Олевская

ЛФЗ, конец 1980-х

Фарфор, роспись надглазурная, позолота




Шкатулка

Автор формы и росписи Инна Олевская

ЛФЗ, 1989

Фарфор, бисквит, роспись надглазурная, позолота


Барочная пышность русского чаепития

Чай, как и фарфор, пришёл в Европу из Китая. Правда, в отличие от «белого золота», признание получил далеко не сразу. Однако уже к XIX столетию в России и в Европе сложились свои традиции чаепития.

В России чай стал распространяться при царе Алексее Михайловиче (правил в 1645 —1676 гг.). Одновременно зарождалась и культура употребления чая.

Ещё в первой половине XVIII столетия этот напиток уступал по популярности шоколаду и кофе. Но во время правления Екатерины II отношение к чаю изменилось, и связано это было с англоманией. В российских аристократических кругах утвердился английский чайный этикет.

Стоил чай дорого, и поначалу увлечены им были только верхние слои общества. Но со временем к этому напитку пристрастились московские и нижегородские купцы, которые вели торговлю чаем внутри страны.

Именно из Москвы берёт начало традиция купеческого чаепития, распространившаяся постепенно по всей России. У купцов появился обычай вести за чайным столом торговые переговоры, поэтому чай пили подолгу и помногу. В купеческой среде сложился иной, отличный от аристократического этикет чаепития.

Согласно английской традиции, принятый в аристократическом обществе, вечерний чай был скорее поводом собраться приятным кругом и вести непринуждённую беседу. Чайный сервиз состоял из ограниченного количества предметов: чайника, молочника, сахарницы и небольших чашек с блюдцами.

В купеческой среде гостей нередко стали приглашать не на званый ужин, а на чай, и обязательным элементов его был богатый стол. Сервизы в купеческом стиле дополнялись розетками для варенья и сухарницами, вазами для фруктов, блюдами-поставцами для пирогов и пирожковыми тарелками. Чашки и блюдца делались достаточно крупные. Подобно тому, как в Средней Азии пьют чай из пиал, некоторые купцы и простые мещане пили его, перелив из чашек в блюдца. И конечно, главным атрибутом чайного стола был самовар.

Более состоятельные купцы старались подражать дворянскому образу жизни, однако представляли они его себе по-своему: заказывали сервизы с обилием позолоты и многоцветным декором, который мастера выполняли, ориентируясь на пышный стиль барокко, с его интересом к необычным формам и обилию пластических деталей, например, завитков и картушей. Поэтому барочное оформление характерно для большей части продукции фарфоровых заводов, расположенных близ Москвы: Гарднера, Попова и Сафронова. Конечно, такая стилистика никак не соответствовала предпочтениям аристократов: принятой в высшем обществе английский этикет подразумевал приверженность строгому классическому стилю.

Дачная культура, сформировавшаяся в России к концу XIX столетия, совместила более сдержанный дворянский этикет с купеческой хлебосольностью. Теперь уже для всех самовар, сладости и варенье стали неотъемлемой частью чаепития.


















Декоративный сервиз

«Векам грядущим в поученье…»

Неля Петрова

ИФЗ, 2011

Фарфор, роспись надглазурная, роспись золотом, цировка, крытье


Предметы из кофейного сервиза «При свечах»

Автор формы и росписи Нина Славина

ЛФЗ, 1982

Фарфор, бисквит, роспись надглазурная, позолота, цировка


Предметы из сервиза «Гирлянды»

Автор формы Серафима Яковлева

Автор росписи Алексей Воробьевский

ЛФЗ, 1937

Фарфор, роспись надглазурная, золочение

Чайник из сервиза «Красавица»

Автор росписи Пётр Леонов

Дулево, 1937

Фарфор, крытьё кобальтом, роспись надглазурная, золочение, цировка

Декоративный комплект «Калина Красная»

Автор росписи Владимир Яснецов

Дулево, 1974

Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, роспись золотом, позолота


Декоративный пласт «Дулёвский сувенир»

Автор формы и росписи Аста Бржезицкая

Дулево, 1970-е

Фарфор, роспись подглазурная, роспись надглазурная, позолота

В центре декоративного пласта изображён Дулевский фарфоровый завод

Subscribe

  • (no subject)

    Выставка «Фарфор в России: истоки и традиции. К 300-летию Дмитрия Виноградова (1720 — 1758)» (Часть II) Мужик точит косу…

  • (no subject)

    Аукцион 14 «Среди коллекционеров» Коллекционный русский и советский фарфор XIX - XX в. 15.10.2019 Уникальная декоративная…

  • (no subject)

    Почему вам стоит увидеть личный сад Александра Гривко в деревне Ореховно ДИЗАЙН В 2010 году ландшафтный архитектор Александр Гривко,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments