?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ГУРАМ ДОЛЕНДЖАШВИЛИ

ХУДОЖНИК ЗИМЫ
Что можно сделать простым карандашом?



w850-74_31.jpg

А когда слов нет – так они и не нужны. Вот как раз именно, что нет слов от восторга – от рассматривания графики Гурама Доленджашвили, написанной карандашом. Простым карандашом. Какие тут могут быть слова – если вот вам карандаш, вот бумага, это у каждого есть, и... такое человек делает?! Тем, кому интересно, могу посоветовать зайти на его сайт и рассмотреть множество картин, где не знаешь, чему больше изумляться – потрясающему мастерству деталей, или тому, что снег можно пощупать.


Луна светит с картин прямо в глаза, а красота природы зашкаливает так, что сюрреализму рядом делать нечего. Искусство Гурама Доленджашвили – уникально. Он пишет на бумаге огромного формата почти не видными глазу штрихами графитного карандаша. Его техника называется тонально-живописной (в отличие от линейно-штриховой, которой пользуется большинство графиков).

Прежде всего – удивляешься этому мастерству, этой ювелирной, сверхювелирной работе. Дотошному зрителю, а также тем, кто хочет в полной мере восхититься необычайным художником, я могу посоветовать изучить на его сайте страничку, посвященную картине "Вид на Кутаиси" – там приведена картина целиком, а потом – отдельные фрагменты, и каждый фрагмент вблизи – каждый фрагмент! – поражает своей тончайшей работой... Там же есть еще страничка по картине «Русское поле», где тоже выложено много фрагментов картины, и опять же любой фрагмент – сам по себе нечто потрясающее.

Его называют «художником зимы», с таким восхищением и мастерством он передает эффекты рыхлого снега, пронизанного светом или плотного промерзшего, отражающего лучи. Серия рисунков «Лунные ночи Имеретии», «Лунная соната» – пронизаны сиянием, отраженным в облаках и на снегу. Светотень доведена до фантастики, до ощущения, что лунный свет с картины – слепит глаза. А какая изумительная композиция и пропорция в его пейзажах: высокое небо, невероятный полет облаков, захватывающий дух величественный небесный свет...

И еще поражает диапазон, охваченный гением – от космически огромного неба, громадных пейзажей, так что кажется, что уже «видно, как земля закругляется» – и до крошечных пор снега в сугробе, до шерстинки на коровке, до прожилки на листике кукурузы... Эти Пространства Красоты существуют в его картинах одновременно – и зрителя бросает из макромира в микромир, да так, что буквально спирает дыхание. От космически прекрасных небес – до повозки имеретинского крестьянина, до мельчайших трещинок на глиняном кувшине, заусениц на деревянном заборе. От потрясающе реального снега на ветках – опять в небо непередаваемой высоты, к Луне, в космос...

Все, что Гурам изображает на листе бумаги, можно было бы назвать фантастическим реализмом. Туман, лунный свет, облака, снежные сугробы, лесные заросли или самые простые предметы сельского быта превращаются под его рукой в особую поэтическую субстанцию. Но как бы мы ни растворялись в его таинственных пейзажах, не стоит забывать, что перед нами не земля и небо вообще, а весьма конкретная и любимая художником страна – Имеретия, Западная Грузия.

По сути, картины Г. Доленджашвили – живопись, но живопись особого рода, которую можно отнести к так называемой «культуре серых (тонов)». Обычно серое мыслится как результат смешения черного и белого; в этическом плане «серым» называют кого-то, кто лишен таланта и индивидуальности. Но в реальности (и это зафиксировано в теоретической концепции «культуры серых») серый цвет, будучи самым нюансоемким, создает художественное пространство самого тонкого, изысканного эмоционального и цветового чувствования, где цвета не доминируют, а мягко перетекают один в другой.

Одна картина создается месяцы каждодневным многочасовым аскетическим трудом; карандаш выполняет десятки тысяч коротких параллельных штрихов, свободно петляющих беспрерывных линий, всё это время Мастер не позволяет руке «упасть», грубо прикоснуться к бумаге, особенно это касается заключительного процесса лессировки, выполняемого нежнейшим прикосновением карандаша.

(Автор К.Ю. Старохамская)

Гурам Доленджашвили – заслуженный художник республики, почётный академик Российской академии художеств, лауреат многих международных конкурсов. Его работы есть в коллекциях ведущих музеев мира, как в России, так и за рубежом. Его работы находятся в Третьяковской галерее, в Государственном музее им. А.С. Пушкина, в других музеях России и многих музеях мира. И, конечно, картины Гурама есть на родине: в Тбилисском государственном музее искусств и Тбилисской национальной картинной галерее, в Государственном историческом музее (г.Кутаиси), в Кутаисской картинной галерее.


Галерея художника

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com