?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Николай Константинович Калмаков (1873 – 1955) - художник-визионер, чье наследие долгое время оставалось в забвении. Живописец, скульптор, художник театра и книжный график, Калмаков был представителем второго поколения русских символистов.




В своих полотнах художник обращался к излюбленным декадентским темам - демоническим и эротическим фантазиям - и запечатлел причудливые и призрачные видения, используя богатый арсенал исторических и мифологических образов. Своей откровенной трактовкой тем секса и смерти, особенно в театральных эскизах и книжной графике (своего рода "лаборатории эстетического эксперимента"), этот петербургский денди, "ангел бездны", порождал многочисленные, порой интригующие, легенды и слухи. Бескомпромиссный и непокорный, Калмаков покинул Россию через несколько месяцев после Октябрьской революции, чтобы обосноваться во Франции: он разделил горькую судьбу многих эмигрантов, заброшенных в чужую страну, которая предоставила им убежище, но не приласкала и не помогла в обретении славы.


Автопортрет 1924

Не случись в России революции, не случись Гражданской войны и эмиграции, Николай Калмаков вполне мог бы стать русским Сальвадором Дали или кем-то в это роде. Но к середине XX века он был почти забыт. Возвращению Калмакова мы обязаны случаю: заново открывшие его Жорж Мартен и Бертран Колен дю Бокаж приобрели в 1962 году несколько десятков картин по номинальной стоимости на блошином рынке Сент-Уан. Полотна эти шокировали, пугали и поражали воображение. Каково же было смотреть на них современникам! Вот знакомый Калмакова актер А.Мгебров так о них вспоминает:

«Лейтмотивом его произведения зачастую был эротизм совершенно чудовищных размеров, такой эротизм, какой мог быть только у самого дьявола, если представить себе, что и над дьяволом есть нечто еще более страшное и величественное, чем он сам... Может быть, это первобытный хаос, может быть - хаос над хаосом».

Картины эти словно дверь, ведущая в изнанку Серебряного века. Загадку представляет и сама жизнь Калмакова. В этом безукоризненно одетом и всегда корректном денди было что-то гофмановское. Анализ его работ позволяет автором говорить о плене «отвратительной дьяволиады». Тому же Мгеброву Калмаков рассказывал о десятках сделанных им эскизов черта:

"Вы понимаете, вот уже столько времени я ловлю его и никак не могу поймать... Иногда мелькнет передо мной его глаз... иногда хвост... иногда копыто его ноги, но целиком я еще не увидел его, как ни стерегу и не ловлю».

Но это Калмаков так о себе рассказывает, а был он человеком до чрезвычайности закрытым. Как и Дали, он творил миф о себе, вычеркивая лишнее, делая самого себя предметом искусства. Тут стоило бы рассказать подробнее о его биографии, но почти нечего. Родился и рос в Италии (мать была итальянкой), в 1895 году окончил Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге. Далее – туман, архивы молчат. Одни говорят - вернулся в Италию, брал уроки рисования, три года стажировался в больнице, изучая анатомию. Другие - служил в Хозяйственном департаменте Министерства внутренних дел в Санкт-Петербурге и вплоть до 1903 года жил в Петергофе на Петербургской улице. Никто не знает, где и как Калмаков учился живописи и что вообще толкнуло его на этот путь, однако он обладал удивительным даром писать набело, без эскизов и набросков.

Как бы то ни было, к 1910 году Калмаков уже хорошо известен. Он дружен с Евреиновым, своим однокашников по училищу и одной из ключевых фигур Серебряного века. По мнению авторов, Евреинов стал «идеологом всего творчества Калмакова» и ввел его в мир театра. В 1910-е Калмаков - скандально известный театральный художник: так, спектакль «Саломея» по пьесе Оскара Уайльда, поставленный в театре Комиссаржевской, якобы был сразу же запрещен из-за декораций, являвших собой монументальные женские гениталии. Устрашающим стало и калмаковское оформление спектаклей по пьесам Леонида Андреева «Черные маски» и «Анатэма». В эти же годы Калмаков становится известен как книжный график – он оформляет книги Блока, Бальмонта, Гиппиус, делает экслибрисы для Сологуба и Тэффи. Оформляет сказку Николая Кронидова «Принцесса Лера», его лучшую работу в книжной графике.

Жизнь Калмакова – это сплошные «скорее всего» и «вероятно». Большая часть бумаг домашнего архива и личных вещей Калмакова была утеряна в годы революции и гражданской войны, а затем - после его кончины в 1955 году в доме престарелых близ Парижа. В эмиграции Калмаков жил в бедности, практически не вел переписки, но вплоть до 1940-х годов продолжал активно работать. Полным туманом окутана и его духовная жизнь – известно, что в Париже он был близок чете Фортенов, изложивших свои эзотерические воззрения в «Библии свободных духов» - некой попытке синтеза всех религий. Как бы то ни было, но «свет с Востока» Калмаков воспринимал как «сумеречный свет Апокалипсиса». По слухам, последние годы своей жизни он провел в полном молчании.


Петр Дейниченко
(из книги Боулт Дж., Балыбина Ю. Николай Калмаков)

ISBN 978-5-98051-050-3

















































Kalmakoff Gallery

Более подробная Биография

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
buka_barabuka
Mar. 3rd, 2013 07:21 pm (UTC)

Я всю предыдущую неделю рассматривала картины. Загляну к тебе в пост, посмотрю, помолчу, выйду (подышать свежем воздухом). Странное восприятие и ощущения, возникающие от просмотра беспокойные, смутные...

( 1 comment — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com