?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Сергей Васильевич Чехонин занимался художественной керамикой.

В 1902–1907 работал под руководством П. К. Ваулина в керамических мастерских С. И. Мамонтова в подмосковном имении Абрамцево, в 1907–1914 – в мастерской «Голдвейн и Ваулин» в Кикерино, под Петербургом, и в мастерских кн. М. К. Тенишевой в Талашкино. Вместе с М. А. Врубелем и А. Я. Головиным создал майоликовые панно для фасадов гостиницы «Метрополь» в Москве (1902–1909) и дома С. И. Мамонтова в Абрамцеве; в с.-Петербурге исполнил изразцовый фриз актового зала Городского училищного дома им. Петра Великого (1909–1911), майоликовые панно «Михаил Архангел» для церкви лейб-гвардии Московского полка на Бол. Сампсониевском проспекте (1915) и «Родословное древо Дома Романовых» для собора Феодоровской иконы Божьей Матери, в память 300-летия царствования Дома Романовых, на Полтавской улице (1911–1915). Участвовал в росписях салона «Современное искусство» в доме кн. С.А. Щербатова (1901–1902) и в декорировании комнат Юсуповского дворца на Мойке (1913–1915; вместе с А. Я. Белобородовым и др.).

В 1918–1923 и 1925–1927 был художественным руководителем Государственного фарфорового завода в Петрограде–Ленинграде. В 1923–1925 заведовал художественной частью Новгубфарфора (бывших Кузнецовских заводов) в Новгородской области. Разработал первые образцы агитационного фарфора: тарелки с росписями «Благословен труд свободный», «Кто не с нами, тот против нас», «Дело науки – служить людям», «Ум не терпит неволи», блюда «Герб РСФСР в цветах» и «Голод», поднос «Красный Балтийский флот. 1917–1919», чайник «Коммуна», блюда с портретами В. И. Ленина, К. Маркса, А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, К. Либкнехта, Р. Люксембург. В работе по фарфору ему помогали пасынки (сыновья жены от первого брака) – Георгий Владимирович Вычегжанин (1906–1950) и Петр Вычегжанин (псевд. Пьер Ино,1909–1989).

В начале 1928 по рекомендации А.В. Луначарского выехал во Францию для подготовки выставки советского фарфора и остался в Париже.



Работы Чехонина по фарфору можно разделить на три типа:

- графические
- живописно-графические
- живописные

К первой категории относятся рисунки черной краской, представляющие собой иногда повторения или варианты книжных работ художника. Применяясь к форме и характеру фарфоровых вещей, он вносит в эти рисунки соответ­ственные композиционные изменения. Нередко им применяется (как и в книж­ной графике) вторая краска, чаще всего красная, красновато-коричневая или желтая. Подобная роспись радует глаз благородной скупостью, имеющей свою особую прелесть. Сочетание всего двух красок—черной и дополнительной— создает впечатление строгости, спокойствия и простоты. Иногда художник добавляет к ним позолоту, но сдержанно, в небольшом количестве. Из числа таких чисто графических работ Чехонина отметим чашку с изображением об­наженной женщины и красного демона,—с разбросанными вокруг черно-золо­тыми листьями. Другая чашка, с розой и гвоздикой, исполнена вся целиком черным. Третья, с розой и трагической маской, дает эффектное сочетание черного с золотом — роза написана золотом, а расположенная рядом с ней маска, искаженная ужасом и гневом, образует броское черное пятно. Очаро­вание этих чашек заключается в тонкой игре контрастов — белого и черного. На всем протяжении истории русской художественной керамики не много най­дется вещей, которые могли бы соперничать с ними в отношении графического изящества и скромной грации рисунка. Недаром они пользуются исключитель­ной популярностью и, выпускаемые заводом в многочисленных копиях, едва успевают удовлетворять спрос.

Ко второй категории  принадлежат те рисунки Чехонина, в которых контуры и основные линии исполнены гра­фической манерой, то есть ровными черными штрихами, но весь рисунок раскра­шен полихроматически (обычно в манере акварели, не густыми, а прозрачными красками). Такова, например, роспись сервиза Grand Hotel (1922); цветы изо­бражены графически, намечены тонким черным рисунком и затем иллюмино­ваны блеклыми бледными красками. Тут художник как бы балансирует на границе между живописью и графикой: для живописи это слишком „рисунчато" и безжизненно, для графики—слишком жидко и неопределенно, а не­зависимо от того и другого, то есть „само по себе", как нечто „живописно-гра­фическое",—это удачно и своеобразно.

Наконец, к чисто живописным работам относятся вещи, расписанные одними красками, без всякого подобия графики. Таких произведений у Чехонина очень много. К ним относится, например, популярная еще с 1919 г. тарелка с синим серпом и молотом и разбросан­ными по всему полю цветами и листочками. Сюда же относится сервиз, исполненный для Наркоминдела — цветы без графики, яркие, сочные, однооб­разного типа.

Произведения первого и третьего рода преобладают, причем тех и дру­гих—приблизительно одинаковое число. Вещей с иллюминованной графикой (вторая категория) гораздо меньше.

В росписи Чехонина нас привлекают изящество и продуманность орна­мента и широкий размах фантазии. Давнее и прочное пристрастие художника к орнаментальным мотивам укрепилось и напиталось изучением восточной керамики, византийских, персидских и кавказских узоров. Испытал он и влия­ние русского народного творчества; монастырское искусство, изделия ростов­ских финифтяников, лубочные картинки—все это цветы, с которых художник собирал, подобно пчеле, сладкий мед искусства. В поисках орнамента, Чехо­нин одно время усердно коллекционировал „колокольцовские шали" эпохи Николая I, богатые сложными узорами.

Фантастика Чехонина, иногда жуткая и пугающая („Скорбь", „Голод", „Ужас"), но, тем не менее, пленительная, раздваивается в своих основных мотивах: в одних вещах проскальзывают футуристические влияния (идущие со стороны французов), в других, чаще — образы, навеянные китайским и япон­ским искусством.


Книга. Русский художественный фарфор. Сборник статей о Государственном фарфором заводе под редакцией Э. Ф. Голлербаха и М. Фармаковского. Государственное издательство, Ленинград 1924.





Блюдо "СССР" (с изображением аллегорий времен года и знаков зодиака). 1927




Чехонин С.В. Тарелка «Борьба родит героев».  Петроград. 1918.
Данько Н.Я. «Работница, говорящая речь».  Петроград. 1923.




















"Помогите голодным 1921 года". Автор рисунка - С. Чехонин. 1921 г.



Чайник с изображением птицы "Сирин", Н-15 см., 1921

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
buka_barabuka
May. 27th, 2013 05:07 pm (UTC)
Привет!

А где чайник? Стучу кулаком по столу и возмущаюсь: "Маловато будет!". Даёшь трудовому народу ссылку на чехонинский фарфор? Где ещё можно посмотреть его керамику?
fleur_marie
May. 28th, 2013 01:23 pm (UTC)
Добавляю несколько предметов. Тема неисчерпаема. Наберись терпения. Позже напишу подробнее.


Кофейник из сервиза «Три розы»
Автор формы и росписи Чехонин 1923


Сервиз «Три розы» из коллекции М.Мироновой и А.Менакера в собрании Музея декоративно-прикладного и народного искусства.


Чашка и блюдце из сервиза «Рог изобилия»
Проект росписи 1918 года, выпуск 1937 года

А это тебе персональная ссылка: http://www.jamert.eu/farfor/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D1%84%D0%B0%D1%80%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9-%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B4-1918-1919/

А мысли М.Калинина меня очень удивили: "постепенно, но, несомненно, разовьётся вкус у наших трудящихся к изящной жизни, к изящной обстановке”, и они “потянутся к фарфору” и будут понимать, “сколько радости может доставить в становящейся постепенно всё более уютной квартире рабочего красивое фарфоровое изделие".

"Но увы… Агитационный фарфор превратился в предмет коллекционирования, так и не появившись в домах своей целевой аудитории".



Edited at 2013-06-15 05:42 pm (UTC)
( 2 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com