?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ИСТОРИЯ  ДВУХ  ПОЛОТЕН


В Киев Врубель приехал весной 1884 года — по приглашению искусствоведа профессора Николая Прахова для участия в реставрации древних росписей Кирилловской церкви и работ во Владимирском соборе. Ему было доверено руководить бригадой художников и реставраторов.

На одной из самых известных картин киевского периода — «Девочка на фоне персидского ковра» — изображена старшая дочь владельца центрального киевского ломбарда. Врубель превратил 16-летнюю Машу Дахнович в восточную принцессу — хрупкая девочка с бледным лицом и большими темными печальными глазами окружена драгоценными коврами, шелками, ювелирными украшениями. Ломбард, в котором художник нашел свою модель, находился на пересечении Крещатика и улицы Фундуклеевской (сейчас — бульвар Шевченко). Врубель бывал там часто — делал зарисовки старинных ковров и антиквариата и закладывал драгоценности, когда заканчивались деньги. Ростовщик Дахнович так и не расплатился с Врубелем за портрет дочери. Художник трижды выставлял картину на аукцион, пока, наконец, ее не купил меценат И. Терещенко.


Девочка на фоне персидского ковра, 1886
Музей русского искусства, Киев

Об истории возникновения акварели «Портрет мужчины в старинном костюме» подробно рассказал в своих воспоминаниях Николай Адрианович Прахов. Внимание Врубеля, пришедшего в квартиру Праховых, привлек кусок старинной украинской парчи, купленной хозяином на рынке. Он загорелся желанием написать ее акварелью.

Положив стул боком на стол, Врубель набросил на него парчу, чтобы легла свободными складками, и начал с увлечением писать. По словам Николая Прахова, художник «начал с центра, с большого букета, и пошел от него вверх и вниз. Когда уже было написано довольно много, стал говорить: „Нет, я напишу не просто кусок материи, а лучше боярина или, еще лучше, царя, сидящего на троне. Пусть это будет, ну, хотя бы Иван Грозный”.

Написал пояс, длинные рукава рук, лежащих на поручнях кресла, и стал намечать лицо от подбородка к верху».

Врубель придал портрету черты известного киевского коллекционера и мецената Ивана Николаевича Терещенко, мотивируя это тем, что „он тоже Иван и тоже должен быть — Грозным”.

Художника интересовала в первую очередь передача узора на старинной украинской парче, поэтому он не стал подклеивать бумагу для изображения лица мужчины целиком.

Равнодушие Врубеля к своим работам проявилось и здесь: портрет был наклеен на картон «Восточной сказки», чтобы тот не покоробился. В 1946 году он был отделен и отреставрирован.

Портрет мужчины в старинном костюме (И.Н.Терещенко),  1886
Музей русского искусства, Киев

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com