?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у taanyabars

МЕТАМОРФОЗЫ "ПРИНЦЕССЫ ГРЕЗЫ"


История  Врубелевской Принцессы Грезы, которую я упомянула в рассказе о гостинице Метрополь, оказалась куда более сложная и запутанная, чем можно было подумать. Поэтому она заслуживает отдельного рассказа. Пьеса Ростана "Принцесса Греза" была необычайно популярна в те времена (90-е годы 19 века), были даже духи с таким названием. Каюсь, не читала. Самое интересное, что я прочла два разных пересказа сюжета и каждому из них соответствует свой вариант Врубелевской картины.

Вариант 1. Трубадур Жоффруа прославлял в песнях прекрасную Мелисанду, никогда не видев ее. И только в последние минуты  жизни она является ему во сне, и он, умирая, поет свою последнюю песнь о ней и для нее.

Принцесса Греза. Эскиз.

Вариант 2. Трубадур Жоффруа Рюдель страстно полюбил одну заморскую принцессу и, хотя он ни разу ее не видел, был поражен рассказами о ее красоте и великодушии.  Он  снарядил корабль и отправился к своей возлюбленной. Путь был неблизок. В дороге трубадур заболел, и к принцессе его привезли в беспамятстве. Когда прекрасная принцесса обняла несчастного, он на миг пришел в себя – и тут же умер у нее на руках. А принцесса отказалась от мирской жизни и стала монахиней.

Принцесса Греза. Окончательный вариант.



Так или иначе, Принцесса Греза стала воплощением "общей всем художникам мечты о прекрасном", причем с декадентским уклоном.

Панно "Принцесса Греза" Врубель писал  по заказу Саввы Мамонтова. Летом 1896 года в Нижнем Новгороде открывалась Всероссийская промышленная и сельскохозяйственная выставка с художественным отделом при ней, задуманная с большим размахом. Вообще это был  год коронации Николая Второго, с которой был связан ряд помпезных мероприятий. Кстати, и Владимирский собор в Киеве в итоге был открыт тогда же.

Консультация художественного отдела выставки делалась Мамонтовым на основе непосредственного распоряжения министра, финансирующего выставку:  "Во время работ по подготовке Нижегородской выставки министр Витте просил Савву Ивановича Мамонтова украсить выставку и показал ему проект павильона искусств, живописи. Савва Иванович посоветовал Витте сделать два больших панно над входами в павильоны..." , которые и были заказаны Врубелю (любопытна записка Мамонтова, написанная на обороте списка картин для выставки: «Держи себя дальше от имеющего власть умерщвлять, и ты не будешь смущаться страхом смерти, а если сближаешься с ним — не ошибись, чтобы он не лишил тебя жизни». Позднее именно Витте сыграет решающую роль в его разорении...).

Когда эскизы "Микула Селянинович" и "Принцесса Греза" были сделаны Врубелем, то Витте показал их императору. Николай долго смотрел, похвалил и одобрил эскизы. Для окончательного выполнения панно  Михаил Александрович отправляется в Нижний, где и работает над ними прямо в павильоне. Когда холсты были водружены, то, как рассказывал Н.А. Прахов, "стало ясно, что оба врубелевские панно своей оригинальностью и свежестью письма и красок в буквальном смысле "убивали" расставленные внизу в золоченных рамах произведения других художников".

Академия заволновалась. Приехала комиссия во главе с вице-президентом Академии, графом Иваном Ивановичем Толстым (туда входил в числе прочих художник Маковский). Она панно осмотрела и постановила: "Снять как не художественные".

Получилось, что сняли панно, одобренные царем. Он вмешиваться не стал, однако не забыл.

С 10 января по 4 февраля 1901 года в залах Академии художеств открылась Третья выставка "Мира искусства". На ее открытии присутствовал Николай II.

Художник Коровин вспоминает такой эпизод из этого "высочайшего" визита.

"Увидав картину Врубеля "Сирень", государь сказал: - Как это красиво. Мне нравится. Великий князь Владимир Александрович (дядя Николая II, с 1876 года президент Академии художеств), стоявший рядом, горячо протестуя, возражал:

- Что это такое? Это же декадентство...

- Нет, мне нравится,- говорил государь. - Кто автор этой картины?

- Врубель, - ответили государю.

- Врубель?.. Врубель?.. - государь задумался, вспоминая.

И обернувшись к свите и увидав графа Толстого, вице-президента Академии художеств, сказал:

- Граф Иван Иванович, ведь это тот, которого казнили в Нижнем?..".

Врубель уехал из Нижнего. Он писал сестре: "Я был в Нижнем... Работал и приходил в отчаяние; кроме того, Академия воздвигла на меня настоящую травлю; так что я все время слышал за спиной шиканье. Академическое жюри признало вещи слишком претенциозными для декоративной задачи и предложило их снять..."

Михаил Нестеров писал по этому поводу: "Как было не стукнуть лишний раз по макушке такого сопутника, как Врубель, авось, мол, и пойдет ко дну".

Мамонтов однако не сдался. Одним из упреков работам Врубеля была их незаконченность. В какой-то части художник действительно не успел их дописать и не мог к ним больше возвращаться после разыгравшегося скандала. Мамонтов как заказчик заплатил Врубелю пять тысяч рублей и оставил его в покое. Но сам быстро начинает строить на свои средства павильон для панно, причем не на территории выставки, а перед ее входом, так что всякий, идущий на выставку, мог без особой траты времени зайти и посмотреть работы Врубеля. Закончить же недописанные части панно по готовым эскизам автора он просит Коровина и Поленова.

Поленов, видевший панно, дал им высокую оценку. Савва Иванович написал в Москву Врубелю, спрашивая его согласия, и получил в ответ телеграмму: "Польщен мнением Василия Дмитриевича о работе и тронут его великодушным предложением, согласен".

Мамонтов отправил панно в Москву, к себе домой на Садовую. Туда же приехали Поленов и Коровин. На обширном дворе Мамонтовых были поставлены панно, и прямо во дворе над ним работали Поленов и Коровин. Рядом, во флигеле мамонтовского дома, в мастерской, трудился Врубель. Время от времени он спускался во двор и смотрел на свои холсты "Принцесса Греза" и "Микула Селянинович".

Поленов писал в эти дни жене: "Мы с Коровиным усиленно работаем... Двойная ответственность за себя и за другого (т.е. Врубеля)... Я люблю работать у Саввы в доме, когда там носится художественная атмосфера. Первым делом, когда я приехал, я пошел к Врубелю и с ним объяснился, он меня чуть не со слезами благодарил. Потом Сергей (старший сын С. И.Мамонтова) мне передавал, что Врубель совершенно ожил, что он в полном восторге от того, как дело повернулось. Я с ним сговорился, что я ему помогаю и только оканчиваю его работу под его же руководством. И, действительно, он каждый день  приходит, а сам в это время написал чудесное панно "Маргарита и Мефистофель". Приходит и Серов, так что атмосфера пропита искусством".

Над павильоном в Нижнем,  где были выставлены панно, Мамонтов поместил  вывеску - "Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств". Потом, правда, слова после запятой пришлось закрасить, но и без них врубелевский павильон стал настоящей сенсацией выставки, хотя и несколько скандальной. Впечатления и отзывы были самыми различными, в большинстве своем отрицательные.

Но это только первая часть нашей истории. (Изложена по книге "Савва Мамонтов - человек русской мечты"- www.russologia.ru/mamont12.html).

Как "Принцесса Греза" была воплощена в керамике я уже рассказывала (http://taanyabars.livejournal.com/59306.html). А вот при каких обстоятельствах исчезли оба панно, никто толком не знает. Скорее всего это произошло, когда было арестовано, а потом и  пошло с молотка, имущество Мамонтова. Микула Селянинович исчез бесследно. Единственное, что удалось найти в сети - эскиз.



"Принцесса Греза" скорее всего хранилась среди декораций Мамонтовской оперы, а оттуда попала в Большой театр.

В 50-е годы 20 века с тыла здания Большого стояла невзрачная хозяйственная пристройка-сарайчик, и в 1956 году, перед Фестивалем молодежи, ее решили сломать. Когда сарайчик стали разбирать, то там обнаружилось огромное количество старого театрального хлама: какие-то остатки декораций, реквизита и т.д. На самом дне валялся невообразимых размеров грязный скомканный холст, и никто не мог сказать, что это такое. Его даже невозможно было развернуть — такой он был огромный, видно было только, что одна из его сторон вроде бы полукруглая. Думали, что это какой-то театральный задник, но даже старые мастера из цеха, где пишут декорации для Большого, пожимали плечами и говорили, что в театре никогда не было задников такого формата, да еще с полукруглым завершением. В конце концов увидели на холсте надпись: М. Врубель. Сообщили в Третьяковскую галерею, оттуда пришли реставраторы и научные сотрудники. Но где было расстелить этот холст? Перекрыли движение перед Большим театром, на огромном шесте полотно, беспомощно свисавшее, принесли к порогу Большого театра и прямо около ступеней портика стали разворачивать и раскладывать. И когда его полностью расстелили, то рядом, напротив, на фасаде гостиницы «Метрополь», увидели его двойника — майоликовую мозаику.

Вот так и была найдена Принцесса Греза. Что делать с ней, как реставрировать, было совершенно непонятно - ее и развернуть-то было негде. Необходимо было изготовить специальный вал — гигантскую катушку, на которую в виде рулона накатывается холст. Длина вала должна была соответствовать высоте холста, а высота нашего холста в самой высокой точке полукруга — 7,5 метра, длина — 14 метров. Изготовление вала — это вообще целое искусство, а уж такого размера тем более. Пришлось специально заказывать, ждать (все это время холст хранился в Большом театре, закрытом тогда на реставрацию), потом еще найти нужных размеров машину для транспортировки, дождаться хорошей теплой погоды… Так что прошел почти год, прежде чем "Принцесса Греза" наконец попала в Третьяковку.

Тогда  часть картин, иконы, скульптура хранились в храме Николы в Толмачах. Туда и поместили панно Врубеля, прямо в купольную, самую высокую часть храма. Когда его устанавливали вертикально, зрелище было впечатляющее! Накатанный на вал холст, забинтованный еще специальным коричневым репсом, оказался и в высоту, и в толщину размером с колонну Большого театра. И вот в таком виде бедная "Принцесса Греза" простояла целых тридцать лет, вопреки всем музейным правилам. Потому что примерно раз в год произведения, накатанные на вал, обязательно раскатывают, их смотрят реставраторы, проверяют состояние сохранности и т.п. Но где было раскатывать холст таких размеров? Не везти же его опять на площадь!

И только в 1987 году, когда Третьяковская галерея была закрыта на реконструкцию, "Принцессу Грезу" переправили в новое здание на Крымском Валу — только там, наконец, нашелся подходящий по размерам зал, где можно было ее раскатать. Холст был в ужасном состоянии: несмотря на то, что он столько лет пробыл на валу, все равно он был сильно смят, весь в заломах, местами с утраченным красочным слоем. Прежде всего нужно было решить: будет панно экспонироваться в галерее или нет? Если нет, то ему нужна консервация. Если да — то долгая, масштабная и кропотливая реставрация (а панно, между прочим,размером 94 кв.м). Была проведена целая серия реставрационных советов с приглашением самых лучших специалистов, и в результате решили реставрировать. Технические детали я опускаю.

По рассказу Лидии Ивановны Ромашковой, многолетнего главного хранителя Третьяковки (http://ofena.livejournal.com/11445.html):

При реконструкции Третьяковской галереи для панно был специально спроектирован зал, для чего был перекрыт один из внутренних двориков; он был открыт в 1996 году, как раз к столетию создания картины. Через 10 лет была еще одна масштабная реконструкция зала, которую профинансировал олигарх Вексельберг. Для картины была сделана рама (что тоже весьма трудное дело, учитывая размер и овальную форму), зал перекрашен в модный фиолетовый цвет, была улучшена акустика, потому что именно в нем, наверное, самом большом в Третьяковке, проводятся концерты.


Весь огромный зал отдан Врубелю (раньше там был еще Рерих, теперь его выселили). И в нем можно, кроме "Принцессы Грезы", увидеть другие произведения - персонажи нашего рассказа - камин "Вольга и Микула Селянинович", триптих "Маргарита и Мефистофель", и многими любимую "Сирень".

Открытие зала после реконструкции также проходило с большой помпой. Все благодарили Вексельберга, а тот - господа бога. После концерта гостей пригласили к фуршету. Столы ломились от канапе и фаршированных помидоров под картиной "Вихрь" с танцующими крестьянками Федора Малявина.

Конец нашей истории.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
sergej_manit
May. 13th, 2017 03:02 pm (UTC)
Но каков Савва то!
-- "Выставка декоративных панно художника М.А. Врубеля, забракованных жюри императорской Академии художеств"! :))
fleur_marie
May. 13th, 2017 06:12 pm (UTC)
Вот, где сейчас такие люди!? Ради искусства, вступавшие в спор и не боявшиеся высоких чинов и званий, упорно идущие к своей цели. Дух свободы и уважения, я считаю, после революции, как-то померк))
sergej_manit
May. 14th, 2017 04:31 pm (UTC)
- Только вчера говорили что ни в АН, ни в минкульте нет ныне пассионариев...
y_kosagovsky
Sep. 17th, 2017 05:37 pm (UTC)
параллели - кто еще выступал против Врубеля?


КТО ЖЕ СНИМАЛ КАРТИНЫ ГЕНИЯ С ВЫСТАВКИ???
============ Врубель =============

(заведующий художественным павильоном академик: «Панно Врубеля чудовищны,
необходимо убрать, ждем жюри», — вскоре телеграфировал Бенуа в Петербург)



картины Васнецова ясны и понятны
- но картины Врубеля уносят нас в мир высокой материи
где надо чувствовать и размышлять глубоко
о чем-то мало известном - о тайнах души

наверно поэтому группа художникеов от Академии художеств снимала
картины Врубеля с выставки в Нижнем Новгороде - "как творческие неудачи"

время прошло и ясно что они довели гениального Врубеля
и до нищеты и до стресса от переживаний
как во Франции Ван-Гога не пустив его к зрителю
- и оба художника погибли...

я знаю что точно что Маковский
и вполне светлый и почти святой Нестеров
выступал против Врубеля... - но интересно бы знать и всех остальных

(Михаил Нестеров писал по этому поводу:
"Как было не стукнуть лишний раз по макушке такого сопутника,
как Врубель, авось, мол, и пойдет ко дну".
Альберт Бенуа... «Панно Врубеля чудовищны, необходимо убрать, ждем жюри»
— вскоре телеграфировал Бенуа в Петербург.)

но Васнецов вырисовывается защитником Врубеля:
"«Христос в Гефсиманском саду». «Шедевр!» — понял Васнецов
и побежал за собирателем живописи Терещенко.
Тот согласился купить картину за 300 рублей..."

Чистяков тоже был его защитником хотя Врубель так и не законцил Академию:
«Он — мой лучший ученик, более талантливого я не знаю».

конечно интересно было бы узнать кто входил в состав комиссии
что"казнила художника в Нижнем" по словам Царя...
- он это сказал когда они пришли к нему просить денег
на похороны Врубеля - деньги Царь дал
- но и упомянул их деяния убившие художника...

ну вот нашел в Википедии
- комиссия была в лице

В. А. Беклемишева, К. А. Савицкого, П. А. Брюллова
архитектор А. Н. Бенуа - инициатор заперительной комиссии
и художники Маковский и Нестеров - отнеслись к нему скверно

при этом Император Николай отнесся к Врубелю хорошо
но его брат Великий Князь Владимир Александрович
что курировал Академию - плохо - называл "декадентом"
и руками графа Толстого, вице-президента Академии художеств
и казнили его... а в печати против Врубеля выступил Максим Горький

вот пока все его гонители
"скучно жить на этом свете господа!" - Гоголь


=========


.

Edited at 2017-09-17 05:39 pm (UTC)
fleur_marie
Sep. 17th, 2017 07:42 pm (UTC)
Re: параллели - кто еще выступал против Врубеля?
Спасибо за столь подробный и познавательный комментарий!
( 5 comments — Leave a comment )

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com