?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Шишмарева Татьяна Владимировна (1905 - 1994)

График. Член Союза художников СССР.


Художник книги, акварелист. Училась у Н. Радлова, М. Добужинского, А. Савинова. Работала в Детгизе у В. Лебедева (с 1926), на "Ленфильме" (1932-1934). Училась в Костроме, позднее (в 1923-1924) на археологическом ф-те Петроградского университета, в 1924 в студии А. Савинова (Петроград). С 1935 участница выставок. Жила в Ленинграде. В 1930-х работала в различных изд-вах. В 1934-1946 преподавала в ленинградских вузах. Супруга художника В.А. Власова.

О РИСУНКЕ И КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ

(из записок художника)

Всю жизнь меня привлекает линия своей ясностью, точностью, разнообразием, а рисунок стал для меня самым естественным способом размышления и выражения своих мыслей.

Линейный рисунок я понимаю очень широко. Хотя в основе моего рисунка лежит линия, в нем могут участвовать и штрих, и тон, и цвет, однако главенствовать, "держать" рисунок будет линия.

Линия– это не контур, не обводка формы, бесстрастная, ровная, правильная. Линия должна быть живой, напряженной, она должна менять свой характер в зависимости от характера натуры. Она может быть мягкой и колючей, острой и широкой. Главное ее свойство – выразительность. "Правильность", классичность, невозмутимость лично мне противопоказаны. Восклицание Тулуз-Лотрека: " Наконец-то я разучился рисовать!" - очень точно. Это полное владение формой, которое благодаря непрестанной работе приводит к раскрепощению, к свободе чувствовать и видеть, к сосредоточенности и выразительности. Недаром Делакруа говорил, что художник должен владеть своим ремеслом настолько, чтобы суметь нарисовать человека, падающего с пятого этажа, во время его падения. При такой оснащенности художник освобождается от "школьного" понимания и думает о  главном - об острой передаче увиденного, вкладывая в нее такие мысли, которые не пришли бы в голову во время слишком "правильного рисования".

Отношение к материалу рисунка – к карандашу, перу, углю, бумаге (которая такой же материал, как и они) – должно быть бережным. Надо его любить и уметь извлечь из него все его возможности. И тогда можно работать ограниченными средствами. Возможности простого карандаша, который я очень люблю, огромны, и когда он один, тут-то и раскрываются все его возможности. А бумага? Ее надо особенно оберегать от мути и грязи. Бумага – это свет и цвет, который, кстати сказать, меняется в зависимости от того, находится ли она вне или внутри формы. Эта белая пустота – отнюдь не пустота и не фон. Она участник действия, и всегда должна чувствоваться, просвечивать. Если бумага убита – рисунка нет.

Лист бумаги – плоскость, которая требует стройного построения и наполнения, устранения всего лишнего – словом, композиции. Любой набросок должен композиционно лежать на этой плоскости. Без композиции рисунок не может быть.

Плоскость листа требует и своего решения пространства, оно не должно ее протыкать. Не уходящие в перспективе линии, а перекрывающие друг друга плоскости, идущие таким образом вглубь. Я строю пространство и понимаю глубину именно так.

Это понимание у меня от моей школы, как говорится, всосано с молоком матери. Также, как потребность в обязательном построении. Рисунок-развальня, нередко считающийся "художественным", мне чужд. Иногда, такую развальню называют свободной или выражением бурных чувств. Это, безусловно, заблуждение. Потребность в стройности присуща человеку и не мешает выражению самых взволнованных чувств, наоборот, она может не только подчеркнуть, но и придать им силу.

Рисунку, в моем представлении, доступно почти все. И характер формы, и пространство, и движение, и свет, и даже цвет – от черного до белого. Конечно, все это требует труда, постоянной работы. Мне помогали и влияли на меня многие художники. Это и Репин, и Федотов, и Энгр, и Матисс, и Пикассо. Пожалуй, именно в такой последовательности.

Об иллюстрациях я могу повторить все сказанное мною о станковом рисунке, но есть и свои особые задачи. Взаимоотношение с писателем немного напоминает взаимоотношение с портретируемым. Иллюстрация – некий портрет писателя, его эпохи, ее стиля; она должна проникнуть глубоко, расширяя восприятие текста, дополняя его зрительными образами, идя порой рядом с писателем, а порой и по его следам.

То, что писателя давно нет в живых, отнюдь не облегчает задачу, наоборот, это ее усложняет, увеличивая чувство ответственности перед его беззащитностью. Правда, бывает и так, что живой писатель упорно навязывает что-то свое, а вы думаете иначе, это вроде вздорной модели, результат тот же. Хотя художник – явление в книге как бы вторичное, но он несет ответственность не меньшую, чем писатель, а может быть, ввиду конкретности изобразительного искусства, и большую.

Я очень много иллюстрировала классиков. Мне думается, - это труднее, чем современников. Прошлое есть прошлое, мы, конечно, понимаем его по-своему, и иначе быть не может. Мы можем сказать во весь голос то, на что писатель мог порой только намекнуть, и углубить там, где он мог только коснуться.

Но, с другой стороны, мы многого, ясного и естественного для него не ощущаем. Мы не можем не воспринимать его по-современному; но есть какая-то грань. Вероятно, только гений вправе делать все по-своему, но это будет уже в первую очередь его работа. Например, "Лес" Всеволода Мейерхольда, который я, кстати, очень любила и много раз видела.

На протяжении своей жизни я много работала в книге, и порой эта работа количественно главенствовала. Естественно, одновременно с переменами в моем личном изобразительном пути менялся и способ "книжного" рисования. Так, например, грибоедовское "Горе от ума", начатое определенным, многословным образом, с тяготением к театру, в 1949 году претерпело много изменений, став из тонового линейным, причем отпали излишние, с моей теперешней точки зрения, подробности и аксессуары познавательного характера (издание печаталось в Детгизе). Весь интерес переместился на людей, на образы. По правде говоря, я и сейчас в каждом издании что-то меняю.

То, что все переместилось в сторону человеческую, сомкнувшись с моим общим интересом к людям и портрету, естественно. Портрета в иллюстрациях я, правда, избегаю. Тут нужны эмоции, действие, иногда динамика.

Тот же путь, что и рисунки к "Горе от ума", прошли рисунки и к Чехову, и к Лескову. И тоже все это не кончилось, а продолжается. Одна только "Пиковая дама" 1946 года осталась, какой была, правда, ее не переиздавали. Стивенсон тоже изменился, и в 1966 году я сделала новый линейный вариант, хотя и сохранила многое в образах героев.

Мне кажется, что такая работа естественна, тем более, что были годы большого расхождения между "своей" и книжной работой, что содействовало успеху последней. Внешне это связано было с тоновой "картиной" - иллюстрацией.

Сейчас я имею дело со штрихом и стараюсь быть самой собой, то есть линейным рисовальщиком; только линия, как в портретах, и здесь меняется. Грибоедову, мне кажется, нужна линия ясная, тугая и острая, в то время, как Лесков нуждается в более шероховатой, более подробной, даже с некоторым количеством штриха и цвета. Чехову нужна мягкость в сочетании с остротой.

Все, конечно, начинается с концепции, с понимания литературного произведения и с пластической затеи, могущей это понимание воплотить.

Может быть, оттого, что я много работала для детей, я стараюсь быть особенно внимательной к тексту. То, что взрослый почти неощутимо для себя дополняет или что ему не важно, бывает очень нужным ребенку.

Из своих книг я выделяю издание "Художественной литературы" А.П. Чехова "Анна на шее", "Попрыгунья" и "Невеста". Здесь я не только имела в распоряжении достаточно времени, но и могла построить книгу как цельный организм и подумать о всех ее компонентах, в том числе и о шрифте. В обычных изданиях школьной библиотеки возможности в этом смысле ограниченны.

Не знаю, но мне кажется, что на поприще книги я сделала далеко не все, что надо и могла. Следовало бы еще много в этой области поработать.

Статья опубликована в журнале "Детская литература" (1983. - № 5., стр. 71-72)







Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com