?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Приключения «Незнайки» и другие живописные истории Елены Ревуцкой


Когда сегодняшняя молодежь была детворой, наша республика славилась книгоиздательством. Все книголюбы СССР, а коллекционирование книг для личных библиотек было повальным увлечением, завидовали нам – в Кишинёве издавали Бальзака и Гюго, Экзюпери и Хемингуэя. Не забывали и о детском читателе. Загляните-ка на книжные полки в родительском доме – вы обязательно отыщете там «Незнайку». Хотя у тех, кому в детстве читали сказки Н. Носова о приключениях весёлых человечков, наверняка, сразу всплыл в памяти и улыбающийся Незнайка с обложки, и рисунки, повествующие о забавных перипетиях Пончика, Торопыжки, Винтика, Знайки. Иллюстрировала трёхтомник Елена Ревуцкая.

- Лена, сколько лет Вам было, когда вы «рисовали картинки» для этой книжки?

- Из детского возраста к тому времени я уже вышла, даже сама стала мамой. Это трёхтомник, и на каждый том пришлось по году работы. Первый начала в 29 лет.

- Вы извлекали из памяти свои детские впечатления? Или, может быть, советовались с маленькой дочкой?

- Получив заказ, намерено не смотрела иллюстраций других художников. Просто читала и рисовала по описаниям автора. Получилось то, что получилось.

Сегодня Вас знают как живописца, Вы участвуете в большинстве выставок. С поприщем художника-иллюстратора расстались? «Пеппи – длинный чулок», «Ронни - дочь разбойника» Астрид Линдгрен и два десятка других детских книг – всё это в прошлом?

– Как раз сейчас я снова иллюстрирую детскую книгу – для российского издательства. «Ломоносов и Хрюли или Путешествие внутрь себя» – занимательное изложение анатомии и физиологии в историях и картинках. А живопись – работы маслом, акварелью, в смешанной технике – моё постоянное занятие, практически, образ жизни. Вот позавчера закончила (Лена вынесла полотно: нарядное здание с башенками, балкончиками и множеством светящихся окошек отражается в зеркальном от дождя асфальте; фаэтон, запряженный парой лошадей, фигурки прогуливающихся и сидящих в крохотном кафе под навесом – всё освещено немного таинственным, но радостно-умиротворяющим светом). По волнам моей памяти – по следам давнего путешествия по Кракову и Познани. Домики – в стиле барокко, 16 век, но я не копировала какое-то определенное здание – фантазировала на тему. А вот ещё совсем свежие работы – времена года (зима, весна, лето и осень оказались нашими, молдавскими, этакой аллегорией, где облик каждого сезона передают дети – гуляющие, играющие, спящие среди такого родного пейзажа).

- Как Вам приходит идея картины, если нет определенного заказа?

- Я постоянно рисовала, сколько себя помню. Хобби превратилось в профессию, но это не мешает рисовать только потому, что хочется рисовать. А заказы, кстати, всегда бывают. Последнее время заказчиками становятся не только посетители выставок, а и интернет-пользователи.

Интересно, по какому принципу заказывают? Портреты то сегодня непопулярны.

– О портретах пошло поверье, что они не приносят счастья. На самом деле причина тривиальнее. Интереснее и проще сделать удачную фотографию, чем заказать портрет, позировать, а затем, убедившись, что он тебе не нравится, спрятать его в чулан, и всё это – за собственные деньги. А по какому принципу заказывают – трудно сказать. Вот недавно отослала в Грецию «Прогулку в Коломенском» и «Молдавскую свадьбу». Не правда ли, неожиданная подборка? Картины разные и по сюжету, и по колористике, и по технике. Человек увидел в Интернете, понравилось – заказал. (Если оригинал уже продан, я повторяю сюжет, но это не копии, обязательно в процессе работы что-то видоизменяю, но отказов у заказчиков еще не было).

Заказывают для себя, или чаще – в качестве подарка для кого-то?

– Заметила, кто - либо на выставке увидев мои работы, или в Интернете - сами увлекались рисованием хотя бы в детстве, в художественную школу ходили, в творческий кружок. Нравится – покупают.

Можно сказать, что у Вас покупают настроение?

– Настроение? Возможно. Ведь, как я замечала, выбор происходит не по каким-то критериям, а импульсивно, как любовь с первого взгляда.

А если просто хотят украсить интерьер, Вы советуете, что повесить в гостиную, в столовую…

– Почему бы и нет? Я не представляю стен без картин. Подбираем по колориту, по размеру – над диваном горизонтальная, вытянутая. Цветы, которые, в интерьере мне нравятся. Ну а если серьёзно, то картина на выставке или в мастерской может выглядеть одним образом, а когда её повесят в интерьере – совсем иначе: «заиграет» или померкнет. Поэтому я всегда говорю покупателю: если разочаруетесь – возвращайте. Не возвращают.

Лена, Вы как-то называете свой стиль? Ваши картины очень разные, но в то же время в них есть нечто общее, что позволяет «вычислить» авторство. Всё на них одновременно и узнаваемо, и не похоже на обыденность. Среди персонажей этих жанровых, бытовых, и в то же время немного фантастичных сюжетов с типично молдавскими пейзажами, как правило, дети, или, в крайнем случае – влюбленные парочки, а также в изобилии – забавные коты, собаки, птицы, рыбы…

– Эти свои картины я условно называю «наивной живописью». Второе моё направление – романтическое, оно ближе к абстракции, там практически нет никакого фигуратива, и пишу я их в иной манере, не так тщательно прописывая детали, как говорится, «кистью и лопаткой». Есть и вполне реалистичные работы.

Кишинев с натуры рисуете?

– Есть готовые акварели, есть наброски, которые никак не могу закончить. Как правило, это не пейзажи в классическом понимании, один-два три «случайных прохожих» туда обязательно попадают.

С 1994 года Вы – свободный художник: рисуете, пишете, беретесь за архитектурные проекты, дизайн интерьеров, иногда иллюстрируете книги. С одной стороны – полная свобода, с другой – зависимость от заказчика. Будучи художественным редактором в издательстве «Тимпул», где и выходили детские книги, с которых мы начали наш разговор, вы чувствовали себя менее или более комфортно?

– Девять лет, что я счастливо проработала в «Тимпул», – времена, лучше которых у меня не было. Коллектив был прекрасный, творческий, работа интересная, но издательство закрыли в 1992-м, хотя доход оно приносило приличный. Устроив прощальный вечер, мы только и говорили на тему, что такого счастливого времени не вернешь…

А собраться вновь вместе, открыть частное издательство? Неужели спроса на книги совсем нет?

– Собираться некому, половина уехала в Израиль, половина рассеялась по СНГ…

А Вы остались в Кишинёве. Как Вы относитесь к нашему городу?

– Очень хорошо! Потому что он свой. Не так давно отправилась в Грецию на 1,5 месяца. Всё там замечательно – красиво, синее море, белые кораблики, финиковые пальмы – как в сказке. И так меня домой потянуло! Заехали в Молдавию, автобус затрясло по рытвинам, а я радуюсь: вот она – Родина! Ощущаю Кишинев как свой: мой дом, моя улица, моё Комсомольское озеро, мой парк, мои друзья и подруги.

Елена принимала участие в международных выставках в Торонто, Москве, Кишиневе, Варшаве, Кракове. Её работы находятся в частных коллекциях Молдовы, России, Украины, Польши, Греции, Америки.

Текст: Кудрявцева Елена, 17.03.2011

Latest Month

June 2018
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com