?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Анатолий Зверев рисует сказки Андерсена




Два поэта соединились в этих книжках – поэт-­сказочник и поэт­-художник. Единственное в своём роде слово Андерсена, "обаятельного чудака", по выражению Паустовского, говорит о возвышенных чувствах, оно философично, таинственно­-романтично. В нём сошлись фантастическое и бытовое, лирическое и насмешливое, высокое и низкое. Андерсен, с его всёискупающей добротой, верил, что "добро побеждает в вечности".


Великое писательское слово иллюстрировал Анатолий Зверев, художник чувств. Линии рисунков импровизационны и стихийны, как сама натура их творца, в них – правда искусства, которому он служил и поклонялся всю жизнь.  В этом вдохновенном диалоге художник далеко не всегда, как вы сами увидите, соглашался с писателем.


За полтора века сказки Андерсена рисовали в России сотни мастеров книжной иллюстрации, немало работ признано выдающимися. Поколения русских детей воспитывались на произведениях датского сказочника, считая его своим, родным писателем, как Пушкина.

Анатолий Зверев прочёл в сказках Андерсена его мечты и страдания, его боль и прозрения. Сказки попали к нему в 1961 году, в самый его плодотворный период, когда, как он говорил, рисовал "для себя" – много иллюстрировал любимого Гоголя, впереди ждал "Мцыри" Лермонтова.

Для иллюстрации Зверев выбрал пять сказок: "Русалочка", "Дикие лебеди", "Свинопас", "Соловей", "Новое платье короля". Он рисовал, не отрываясь, не останавливаясь, на одном дыхании.

Зверевские персонажи нарисованы без анатомической правдивости. Великого Леонардо он признавал своим учителем, его заветам следовал: "Берегись знания костей". Леонардовский "Трактат об искусстве" художник знал наизусть и в ученических тетрадях создавал собственный стихотворный "Трактат об искусстве".

Поразительно воспринята Зверевым сказка "Новое платье короля": художник полон сочувствия к обманутому герою и не разделяет восторгов толпы по поводу разоблачительного восклицания мальчишки. Да и "Свинопас" прочитан неожиданно для привычного взгляда. Словом, рисунки надо смотреть вместе с чтением сказок. 

Анатолий Зверев мечтал, чтобы сказки с его иллюстрациями были изданы. Об этом говорят профессионально подготовленные им интереснейшие обложки к каждой сказке.

Издание не состоялось. Да и не могло состояться. Даже в детских издательствах еще продолжали действовать непреложные законы соцреализма с его определенностью и конкретностью места действия, бытовых подробностей и прочей "правды жизни".

Рисунки художника десятилетиями хранились в семье Румнева, теперь они находятся в одном из отечественных архивов.

Лидия Кудрявцева, Лола Звонарёва

Хочется сказать о дизайне издания. Обращает на себя внимание цветовое решение: цвет переплета разный в каждой книжке, тонкое вертикальное обрамление тем же цветом каждой страницы, выделение им текста, соответствующего иллюстрации (вместо подрисуночных подписей), а также выбор шрифта крупного размера, флаговый набор, качество самой бумаги. Все подчёркивает поэтичность сказок Андерсена и музыкальность рисунков Зверева.











































Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com