Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

БИЛИБИН ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

RdvePZizni.png

RivanaPRbilibina.png

(Часть I)

13 марта 1920 года путешествие подошло к концу, трехнедельный ужас закончился, и знаменитый художник Иван Яковлевич Билибин, лучший русский график и звезда «Мира искусств», прославившийся иллюстрациями к сказкам и оформлением спектаклей, запил…

Пароход «Саратов» встал у причала в Александрии, на берег спустили багаж — несколько тысяч беспорядочно сваленных в трюме тюков. Их разобрали пассажиры, в которых трудно было признать людей из приличного общества: профессора и предприниматели, офицеры и петербургские дамы долго спали в трюме или на палубе, оголодали, обносились и скверно пахли. После карантина их ждал лагерь беженцев в Тель-эль-Кебире, будущее было туманным. Но Билибин об этом не думал: Иван Яковлевич был влюблен, а ему предпочли другого. Приехав в лагерь, он обменял золотые запонки на четыре бутылки кислого красного вина…Тебе сорок четыре года, барышне, которую ты любишь, всего двадцать пять, и она относится к тебе как к старшему брату. Ты женат — девять лет назад первая жена ушла от тебя, забрав двоих детей, и ты так и не смог добиться развода. В твоей жизни было две большие любви, и обе бросили тебя, не выдержав запоев. Ты часто увлекался женщинами — и это ни к чему путному не привело. И вот на пороге старости ты встречаешь человека, без которого не можешь жить, и бежишь за ним на край света, бросив любимое захолустье, в котором мирно пересидел всю Гражданскую войну. А ты ей не нужен, и это как стена: хочешь — молоти в нее кулаками, хочешь — бейся лбом…

Collapse )

БИЛИБИН ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ

RdvePZizni.png
RivanaPRbilibina.png

(Часть II)

У его гражданской жены, красавицы Рене О’Коннель, имелась подруга Александра Щекатихина, дочь купца-старовера из украинского города Александровска. Шурочка Щекатихина была девицей красивой, похожей на индийскую танцовщицу-баядерку, но неразговорчивой и застенчивой. В их развеселой компании она держалась особняком. Некоторое время Щекатихина жила в их квартире. Однажды его, задремавшего с похмелья, разбудил жалобный писк: проснувшись, он увидел, что девушку тискает и пытается поцеловать его ученик, Иван Мозалевский. Тогда он совершил рыцарский поступок — вытолкал Мозалевского из квартиры и крикнул ему вслед: «Не смей обижать Шурочку!» Шурочка училась в Обществе поощрения художеств, где он преподавал, позже у них приключился короткий, совсем мимолетный роман. Затем она вышла замуж за человека из их компании, присяжного поверенного Николая Потоцкого, родила ему сына и через несколько лет осталась вдовой. Сейчас Шурочка Щекатихина-Потоцкая прислала ему простое и доброе письмо. А он, хмельной и полубезумный от тоски, ответил ей телеграммой: «Будьте моей женой. Жду ответа».

192711_original.jpg
А.В. Щекатихина-Потоцкая. 1920-е

Collapse )

РОБЕРТ БЕРНС


                                                                    Maxfield Parrish



Вина мне пинту раздобудь,
Налей в серебряную кружку.
В последний раз, готовясь в путь,
Я пью за милую подружку.

Трепещут мачты корабля,
Как будто силу ветра меря...
Пред тем, как скроется земля,
Пью за тебя, малютка Мэри!

Нас ждет и буря и борьба.
Играя с ветром, вьется знамя.
Поет военная труба,
И копья движутся рядами.

Не страшен мне грядущий бой,
Невзгоды, жертвы и потери!
Но как расстаться мне с тобой,
Моя единственная Мэри?

Роберт Бернс

Перевод - С. Я. Маршака


СУЛАМИФЬ ВУЛФИНГ

Суламифь Вульфинг (Sulamith Wulfing) - (1901 - 1989) родилась в Германии, на заре нового века. Она очень рано начала рисовать - в 4 года. Её отец был теософом - и это многое объясняет. Теософия - "мудрость о Боге", религиозно-философская система, главной целью которой является (в идеале) примирение всех религий, утверждение единого универсального принципа и общей системы этики, основанной на вечных истинах, на единых вселенских законах, по которым развивается жизнь. Это вера в единство духовных сил человечества.


Образование она получила в художественной школе в Wuppertal, которую закончила в 1921 году.

Видимо, с детства Суламифь дышала воздухом веры в бессмертие души и высокую осмысленность нашего бытия. Всё это отразилось в её рисунках. Герои этих рисунков, на первый взгляд - женщины, дети, ангелы, цветы, сказочные персонажи. Но если присмотреться внимательно, то в этих прекрасных образах мы видим лишь символы образов других: героями рисунков Суламифь становятся свет (и внешний, видимый глазу огонь, свечение, разгоняющее мрак, и внутренний духовный свет, которым пронизано бытие), душа, любовь, материнство, нежность, тревога за любимых, за попадающую в тенета темноты душу, таинство, печаль, а иногда и скорбь. Сильна у Суламифь и тема хранителей, которые оберегают нас на земном пути, посылают знаки на перепутье, помогают нашему вспоминанию себя, осмыслению и поиску своего места в этом мире. Особенно - тема Хранителей детства.

Collapse )

(no subject)

Цветы и ядоцветы


Цветы не думают о людях,

Но люди грезят о цветах...

Цветы не видят в человеке

Того, что видит он в цветке...

Цветы людей не убивают –

Цветы садов, цветы полей...

А люди их срывают часто!

А люди часто губят их!

Порою люди их лелеют,

Но не для них, а для себя...

В цветах находят "развлеченье",

Души не видят у цветов...

Нет тяжелее и позорней,

Судьбы доступнаго цветка!

Но есть цветы с иным уделом:

Есть ядовитые цветы!..

Их счастье в том, что их расцвета

Не потревожит человек...

Игорь Северянин

    <1911>





(no subject)


                                              Константин Сомов


Жар-птица

То, что люди называли по наивности любовью,

То, чего они искали, мир не раз окрасив кровью,

Эту чудную жар-птицу я в руках своих держу,

Как поймать ее, я знаю, но другим не расскажу.

Что другие, что мне люди! Пусть они идут по краю,

Я за край взглянуть умею и свою бездонность знаю.

То, что в пропастях и безднах, мне известно навсегда,

Мне смеется там блаженство, где другим грозит беда.

День мой ярче дня земного, ночь моя не ночь людская,

Мысль моя дрожит безбрежно, в запредельность убегая.

И меня поймут лишь души, что похожи на меня,

Люди с волей, люди с кровью, духи страсти и огня!


                                                Константин Бальмонт

"Она была изумительным, очаровательным человеком...": Н.Г.Гольц о своей тете Е.П.Гольц

Оригинал взят у donna_benta

Вчера, в день горькой новости, неожиданно нашла в Виртуальном музее ГУЛАГа несколько экспонатов из семейного архива Ники Георгиевны Гольц и ее воспоминания о родной тете Екатерине Павловне Гольц (1889 или 1892 - 1944).  Хочется,  чтобы и вы прочитали эти строки:


"Мы жили в маленьком деревянном доме в Мансуровском переулке. Этот дом раньше принадлежал моей бабушке. После смерти ее мужа, моего дедушки, когда папе было четыре года, она купила этот дом и там растила своих детей.





Бабушка Екатерина Гольц с сыном Георгием
и дочерью Екатериной (между 1896 и 1898 )


У нас - у моих родителей и у меня - были две комнаты, и у тети Кати комната. Общая кухня. Так что мы жили, в сущности, одной семьей.

Хотя все-таки не совсем одной семьей. Она даже питалась отдельно. Тогда у всех были домработницы. У нее была своя домашняя работница, а у нас своя. У нее была старушка, бывшая монашка, которая всюду ходила со своим котом…

Тетя Катя работала в ВИЭМе (Всесоюзный институт экспериментальной медицины). Она великолепно играла на рояле. У нее был прекрасный инструмент - рояль «Стейнвей». И она играла профессионально. Замужем она не была, и наша семья была ее семьей, меня она очень любила и очень любила собак. У нее была собака, у нас была собака - и вот эти две собаки, мальчик и девочка, очень дружили…

Она была изумительным, очаровательным человеком. Добрая, изящная, интеллигентная. Я ее хорошо помню. Она не была красавицей, но у нее было породистое лицо.



Collapse )

УШЁЛ В СТРАНУ ЧУДЕС...

Памяти иллюстратора книг Геннадия Калиновского



Были в моей жизни встречи, от которых остается впечатление некоторой, если так можно выразиться, недоговоренности. Как будто бы важный, драгоценный разговор непременно бы должен продолжиться, но в каком-то новом качестве, ином измерении.

Надо сказать, что особо ценная для меня встреча с Геннадием Владимировичем Калиновским состоялась в раннем детстве, то есть задолго до моего личного, непосредственного знакомства с этим блистательным книжным графиком и удивительным человеком.

Я был буквально потрясен, очарован его иллюстрациями и оформлением книги "Приключения Алисы в Стране Чудес". Я настолько был увлечен графикой Калиновского, что совершенно и окончательно забыл о тексте. Собственно, знаменитую "Алису" Льюиса Кэрролла я так и не прочел. Зато "просмотрел" ее в данном издании до дыр.

Так непрочитанная мною книга стала одной из самых любимых…


Collapse )

ВИННИ- ПУХ - ПОХИТИТЕЛЬ ДЕТСТВА

24 декабря 1925 года, в канун Рождества, в лондонской газете Evening News появился рассказ Алана Александра Милна. Известный драматург представил публике нового героя – игрушечного медведя по имени Винни-Пух. Это было далеко не первое произведение Милна, но вот парадокс: его романов и пьес сегодня почти никто не помнит, зато Винни-Пуха знают и – что важнее – любят все. И только один человек во всем мире ненавидел этого очаровательного медвежонка – его собственный хозяин, Кристофер Робин.



Collapse )

Анна Ахматова



Как белый камень в глубине колодца,
Лежит во мне одно воспоминанье.
Я не могу и не хочу бороться:
Оно — веселье и оно — страданье.

Мне кажется, что тот, кто близко взглянет
В мои глаза, его увидит сразу.
Печальней и задумчивее станет
Внимающего скорбному рассказу.

Я ведаю, что боги превращали
Людей в предметы, не убив сознанья,
Чтоб вечно жили дивные печали.
Ты превращен в мое воспоминанье.